Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Конституционное право граждан Российской Федерации на образование в форме очно – заочного обучения

В 2014 году вечернему  образованию в Инзенском районе исполняется 65 лет.

История вечернего образования в городе Инзе началась с открытия в 1949 году Школы рабочей молодежи, которая располагалась в здании Инзенской средней школы №1. В 1954 году в Школе рабочей молодежи состоялся первый выпуск  из 10 класса. Двадцать три выпускника получили аттестаты зрелости. Из числа выпускников 1954 года двое учащихся «за показание при окончании средней школы выдающихся успехов при отличном поведении»  были награждены  медалями. Коробов Олег Владимирович окончил школу с золотой медалью, Константинов Алексей Митрофанович – с серебряной медалью. Следующий выпуск 1955 года также был отмечен большими успехами учащихся. Три выпускника школы - Аржанцев Борис Васильевич, Коробкова Тамара Петровна и Макеев Владимир Николаевич - были награждены серебряными медалями.

В настоящее время история школы и биографии выпускников являются для учащихся примером и предметом изучения.

За годы работы школы не раз менялось ее название - Школа рабочей молодежи (1949-1974гг.), вечерняя (сменная) средняя школа (1974-1986гг.), Центр образования взрослых (1994-1999гг), Открытая (сменная) общеобразовательная школа (1999-2005 гг.), Классы очно – заочной (вечерней), заочной формы обучения МОУ Инзенская СОШ №2 (с 2005 года), но неизменной  оставалась ее роль в судьбах учеников.

 За  время работы Инзенской вечерней школы тысячи выпускников получили образование и путевку в жизнь.  История Инзенской вечерней школы –  частица истории вечерних школ  страны.

Чтобы лучше узнать об особенностях заочной формы обучения, обратимся к истории вечерних школ. Вечерние школы – это общеобразовательные учреждения для молодежи и взрослых, совмещающих учебу с трудовой деятельностью. Они появились в 70-х годах 19 века, первоначально как разновидность воскресных школ. Под названием вечерних школ объединялись начальные учебные заведения различных типов для взрослых, общеобразовательные и профессиональные школы для рабочих. Часть вечерних школ находилась в ведении Министерства народного просвещения, имелись земские и частные вечерние школы, а также вечерние школы при промышленных предприятиях. В годы советской власти вечерние школы стали частью единой государственной системы образования. В 20- 30-х годах основными видами вечерних школ были школы для взрослых (обычные и повышенного типа), школы крестьянской молодежи (ШКМ, 1923-34 годов; с 1930 года школы колхозной молодежи); вечерние рабочие факультеты (1919-40 годов); различные общеобразовательные и политико-просветительские курсы. С 1937 года очная (вечерняя) форма обучения была дополнена заочной формой обучения. Современный тип российской  общеобразовательной вечерней школы формировался с конца 40-х годов. В 1943 году были созданы Школы рабочей молодежи (ШРМ) и Школы сельской молодежи (ШСМ). В послевоенное время вечерние школы в стране создавались как временные учреждения вспомогательного характера, призванные решить задачу компенсации разрушительных влияний войны на процесс общего образования населения. Однако, обладая прекрасной способностью быстро реагировать на запросы времени и общества, вечерние школы доказали свое право занимать достойное место в системе образования.

В 1958 году Школы рабочей молодежи и Школы сельской молодежи были преобразованы в вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы, которые до начала 80-х годов рассматривались как основной тип общеобразовательного учебного заведения для работающей молодежи. В 70-е годы для учащихся и учителей вечерних школ впервые была создана специальная учебная и учебно-методическая литература. Этот факт, несомненно, указывает на то значение, которое  придавалось вечерним школам.

Произошедшие в 90-е годы изменения в стране привели к новому осмыслению роли вечерних школ как фактора социальной реабилитации  трудных подростков, а также были призваны решать задачи переподготовки трудоспособного населения, незанятого или высвобождающегося в условиях рыночных экономических отношений. Именно в это время происходит «омоложение» контингента обучающихся. Состав учащихся пополняется несовершеннолетними, по разным причинам выбывшими из дневных школ. Разновозрастные группы учащихся, объединенные в одном классе – это отдельная тема для рассмотрения. Следует  только отметить, что это абсолютно новое явление в общеобразовательной школе. И как показала практика – явление, имеющее большое воспитательное значение для подростков. Педагог, ученый Вершинин В.Н. в своих монографиях, научных статьях неоднократно указывал на уникальные возможности вечерней школы в вопросах воспитания подростков, опираясь на практический опыт работы, примеры позитивного влияния  мотивированных взрослых на несовершеннолетних при   совместном обучении разновозрастных категорий учащихся.

Эта тенденция наблюдается и в настоящее время. Сегодня большинство учащихся вечерних школ – это подростки и молодежь чуть старше 18 лет, по каким - либо причинам прервавшие образование в школах, училищах, техникумах, работающие и безработные, семейные, имеющие детей, беременные, молодые мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, одним словом, контингент  различающийся и по возрасту, и по социальному положению, но объединенный важным жизненным стремлением – получить среднее общее образование.

Вечерние школы создавались  и действовали, в основном, как самостоятельные учебные заведения, могли иметь очную или заочную формы обучения или их сочетания. Обучение в вечерних школах велось и ведется в настоящее время  по общеобразовательным программам основного общего и среднего общего образования. Но различие базисного учебного плана вечерних сменных общеобразовательных учреждений  и дневных школ заключается в меньшем количестве часов, отведенных на изучение предметов.

В 2000–е годы, учитывая экономические сложности содержания самостоятельных вечерних школ, вечерние отделения (классы очной, очно – заочной (вечерней), заочной формы обучения) открывались на базе дневных школ. Так в 2005 году открылись Классы очно – заочной, заочной формы обучения в МОУ Инзенская СОШ №2.

К 2000 году в Российской Федерации насчитывалось около 2 тысяч самостоятельных вечерних школ. Общее образование получали около 0,5 млн. учащихся. В вечерних школах было занято около 70 тыс. педагогов. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002, с. 33)

В 2011 году в России насчитывалось 1300 вечерних (сменных) школ, число обучающихся в них составило 325 000 человек.

Сокращение числа самостоятельных вечерних школ – это не повод говорить об отсутствии потребности в обществе получения образования в форме  очно – заочного обучения. И в трудах известных педагогов – энтузиастов, которые верны идеям доступного и качественного образования, независимо от возрастных или иных ограничений, для которых вечерняя школа, не просто место работы, а ПРИЗВАНИЕ, научно обосновывается необходимость  развития очно – заочного образования!

С тревогой и надеждой  ждали  учителя  вечерних школ принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».  Проект закона проходил неоднократные экспертные обсуждения, общественные слушания, в том числе, и на предмет соблюдения конституционного права на получение общего образования при сохранении  различных форм обучения.

Итогом этой длительной работы стало принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №  273 от 26.12.2012, вступившего в силу с 01 сентября 2013 года.

Так тревоживший учителей и общественность вопрос о судьбе вечерних школ разрешен. В статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяются формы получения образования и формы обучения - «Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и  в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно – заочной или заочной форме».  При этом «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого – медико – педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и  формы обучения…»  (Статья 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Обращает на себя внимание и то, что «…Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее» (Статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» определены права несовершеннолетних и на совмещение обучения с трудоустройством.  «По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения  основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом  местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству». (Статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Это положение имеет большое значение для учащихся вечерних школ, совмещающих учебу  и работу. По данным ежегодного мониторинга Классов очно – заочной, заочной формы обучения – несовершеннолетние, поступающие в школу по решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, оставляют дневную форму обучения именно по причине необходимости трудоустройства, из-за низкого уровня материального  обеспечения семьи.

Несовершеннолетние учащиеся и учащиеся  старше 18 лет, работающие по трудовым договорам,  имеют право на гарантии и компенсации, указанные в статье 176 Трудового кодекса РФ.  На основании этого документа «работникам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи выпускных экзаменов в IX классе - 9 календарных дней, в XI (XII) классе - 22 календарных дня». Кроме того, по желанию учащихся, законом устанавливается «рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня (смены) в течение недели). За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда».

Нормативно – правовая база для развития различных форм обучения создана.  Каждый гражданин России, независимо от возраста и социального положения, может реализовать свое конституционное право на образование,  в том числе, в очно - заочной форме.

Категория: Мои статьи | Добавил: vsch2inza (03.03.2015)
Просмотров: 199 | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: