Приветствую Вас, Гость

Зачет №1 «Световые волны», 12 класс, физика

                                           Задание состоит из нескольких частей:

                                         указания к работе с материалом учебника даны по учебнику:

                                      Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев Физика 11 класс, учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.

Задания должны помочь вам самостоятельно изучить программный материал и приобрести навыки самообразования. При выполнении зачётной работы используйте образцы решения задач. Если возникнут затруднения, необходимо на индивидуальной консультации обратиться за разъяснением к учителю. Необходимые справочные сведения о значениях физических величин можно найти в приложении к задачнику по физике.

Зачётную работу выполняют письменно в отдельной тетради. Если вы справились с этой работой, то можно перейти к решению задач повышенной трудности. Это позволит проверить вашу подготовку по физике.

При работе с заданиями рекомендуется придерживаться следующего порядка:

1. Внимательно прочитайте целиком весь параграф, чтобы понять его содержание. При повторном чтении руководствуйтесь указаниями к учебнику, в которых даны советы, что следует повторить, на что обратить внимание при чтении текста, на какие вопросы надо ответить.

2.Для лучшего усвоения и запоминания материала по ходу его изучения в рабочей тетради записывайте основные выводы, формулировки законов, схемы опытов, примеры решения задач. Ответьте на вопросы в конце параграфов учебника.

3. Зачётную домашнюю работу выполняйте в отдельной тетради.

 

На зачёте вы должны уметь «защитить» зачётную работу: ответить на теоретические вопросы, объяснить решение задачи, проделать необходимые лабораторные работы, показать применение физики в технике и быту.

12 класс , ЗАЧЁТНЫЙ РАЗДЕЛ №1, «Световые волны».

Основные знания

Понятия: дисперсия света, интерференция, дифракция.

Законы: отражения и преломления света.

Практическое применение: электромагнитные волны инфракрасного, видимого, ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов частот.

Основные умения

Определять длину световой волны.

Решать задачи на применение законов отражения и преломления света.

Основные вопросы по разделу

« Геометрическая оптика».

1.        Перечислите законы отражения света. Как в принципе получить изображение в плоском зеркале?

2.        Перечислить законы преломления света.

3.        Чем объяснить факт преломления света?

4.        Что называется показателем преломления света? Записать формулу показателя преломления.

5.        Какая среда оптически более и менее плотная?

6.        Что такое предельный угол полного отражения света? Как его найти?

7.        Как меняется направление луча при переходе его из одной среды в другую?

8.        Что называется линзой? Какие линзы бывают?

9.        Перечислить основные точки линзы.

10.     Назовите удобные лучи в линзе. В чём это удобство заключается?

11.     Что называется оптической силой линзы? Назовите единицу измерения оптической силы.

12.     Что называется увеличением линзы?

13.     Формулы линзы, оптической силы и увеличение линзы.

Указания к работе с материалом учебника:

1.Надо знать, что геометрическая оптика изучает законы распространения света на основе представления о световом луче ( § 58). По своей природе свет представляет собой распространяющиеся в пространстве электромагнитные колебания, имеющие диапазон частот от 4 · 1014 до 8 · 1014 Гц и соответственно диапазон длин волн от 0,4 до 0,8 мкм. Как на опыте получают тонкий световой пучок (рис.148 учебника)? Что такое световой луч?

2. Как практическим путём на местности провешивают прямые линии? Почему при искусственном освещении во время футбольных матчей от футболистов на поле образуется несколько теней? Приведите примеры использования оптических явлений на вашем производстве.

3. Прочитайте § 63 и § 64. Надо знать, что называется линзой, оптическим центром линзы, главной оптическим центром, оптической силой линзы.

Покажите на чертеже ход лучей в собирающей линзе и рассеивающей линзах, направленных параллельно главной оптической оси и под углом к этой оси.

4. Закон преломления света является одним из основных законов оптики. Сформулируйте закон преломления света. 

5. Проделайте лабораторную работу «Определение показателя преломления стекла». ( В классе).

6. Начертите ход лучей для нормального, близорукого и дальнозоркого глазаКак изменяется ход лучей при использовании очков? Что такое аккомодация глаза? Чему равно расстояние наилучшего зрения?

7.Прочитайте §66 «Дисперсия света». Изобразите схему опыта по разложению света на цвета. Какие семь цветов выделил Ньютон в спектре? Почему призма разлагает свет на излучения различных цветов? Какой цвет – красный или фиолетовый – имеет в веществе наибольшую скорость?

8. При чтении § 68 вы ознакомитесь с явлением интерференции света – доказательством волновой природы света. Необходимо знать, что условием интерференции (сложения) световых волн является когерентность световых пучков. Это достигается разделением света от одного источника на два пучка. На рисунке рис.203когерентность преломлённой волны2 и отражённой волны1 объясняется трем, что их образует один луч, падающий на тонкую плёнку

Практическое задание:

1)Выясните, где на вашем производстве(или на практике) применяют явление интерференции света. Приведите пример.

2)Понаблюдайте образование радужных полос на мыльной плёнке. Объясните опыт.

9. Выясните, что такое дифракция света §71. Почему на практике трудно наблюдать дифракцию света? Как на опыте получают дифракцию от круглого отверстия (рис. 210).

10. Проделайте в классе лабораторную работу « Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решётки».

Практическое задание: сделайте безопасной бритвой узкую щель в куске картона и посмотрите на нить электрической лампы. Объясните наблюдаемые явления.

11. Проделайте в классе лабораторную работу « Наблюдение интерференции и дифракции света».

 12. Ознакомьтесь с некоторыми вопросами теории относительности Эйнштейна ( § 75 – 80).Следует знать, что теория относительности Эйнштейна представляет собой новое учение о пространстве и времени. В соответствии с этой теорией представление об абсолютном времени, независимом от материи и её движения, является неправильным. Промежутки времени, расстояния, скорости относительны и зависят от точки зрения наблюдателя.