Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (61.5 Kb) ] | 30.08.2011, 19:52 |
Анализ работы МО заочной формы обучения за 2010-2011 учебный год В 2010/2011 учебном году перед
методическим объединением классов очно-заочной (вечерней), заочной форм
обучения была поставлена цель: непрерывное совершенствование профессиональной
компетентности учителей школы как условие реализации разноуровневого обучения
учащихся, способствующего раскрытию способностей, интеллектуального и
творческого потенциала каждого учащегося. Для
её реализации были сформулированы следующие задачи: 1. Продолжить
работу по повышению качества обучения. 2. Продолжить
работу, нацеленную на предупреждение неуспеваемости. 3. Обеспечить
внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий:
личностно-ориентированного обучения, модульного обучения, метода проектов. 4. Продолжить
работу по отработке навыков тестирования как одного из видов контроля над ЗУН
учащихся с целью подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. 5. Продолжить
работу по развитию исследовательской и проектной деятельности учащихся. 6. Продолжить
работу по расширению единого образовательного пространства школы, используя
новые технологии (Интернет, библиотека). 8. Проводить
работу по поиску новых методов в подготовке и проведению МО по теме «Теория и
методика развивающего обучения». Для решения поставленных задач были созданы следующие условия: -
составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным
дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий базовому стандарту
образования, дающий возможность для успешного продолжения образования
выпускниками школы; - все
заседания МО имели чёткие планы работы, вытекающие из общешкольного плана; - мониторинг
в основе внутришкольного контроля – одно из условий эффективности работы
классов очно-заочной (вечерней), заочной форм обучения; - работа
по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни; - работа
по улучшению материально-технической базы кабинета; - работа
по организации учебно-воспитательного процесса в классах очно-заочной
(вечерней), заочной форм обучения носила научно-методический характер и была
построена на диагностической основе. Методическое объединение учителей
классов очно-заочной (вечерней), заочной форм обучения возглавляла заместитель
директора по учебно-воспитательной работе классов очно-заочной (вечерней),
заочной форм обучения, учитель истории и обществознания Глухова Марина
Викторовна. В методическое объединение вошли: учитель математики Тареева Ольга
Владимировна, учитель русского языка и литературы Макина Галина Павловна,
учитель физики Борисова Нина Даниловна, учитель химии Журавлева Галина
Николаевна. МО старались отобрать тот комплекс
мероприятий, который бы позволил, исходя из особенностей и специфики классов
очно-заочной(вечерней), заочной форм обучения, наиболее эффективно решить
проблемы и задачи, стоящие перед ними. Было проведено 5 заседания
МО, на которых рассматривались следующие вопросы: 1. Рссмотрение тематического планирования по
предметам в 9 - 12 классах, плана –
графика сдачи зачётов по предметам в 9 -
12 классах, плана мероприятий по
подготовке учащихся классов очно – заочной (вечерней), заочной формы обучения к
ЕГЭ. 2.
Особенности проведения групповых и индивидуальных консультаций. Октябрь 3.
Психолого – педагогическая характеристика подростков классов заочной формы
обучения. Декабрь 4. Учение как совместная деятельность учителя и учащихся в
дифференцированном обучении. Февраль 5. Инновационные педагогические
технологии в практике учителей заочной формы обучения. Май В разделе «Разное» обсуждались следующие вопросы: 1. Результаты
внутришкольного контроля. 2.
Подготовка экзаменационного материала. 3.
Проведение и анализ результатов предэкзаменационных работ учащихся. 4.
Подготовка к предстоящему ЕГЭ. 5.
Система мер по предупреждению неуспеваемости и пробелов в знаниях учащихся. 6.
Организация срезов с учётом дифференциации классов. 7.
Применение новых технологий обучения на уроках. 8.
Изучение педагогического опыта коллег-педагогов. 9.
Обсуждение тем уроков взаимопосещения. 10. Анализ
уроков взаимопосещения. 11.
Отчёт педагогов по работе в рамках тем самообразования. 12.
Анализ работы МО учителей классов очно-заочной (вечерней), заочной форм
обучения за год.
В результате повышения квалификации учителей по темам самообразования,
повысился уровень владения педагогов инновационными технологиями образования,
такими как: игровые технологии, технологии развивающего обучения, проблемное
обучение, технология групповой деятельности. Выступления педагогов по темам
самообразования на заседаниях МО способствуют обмену опытом и повышению
профессиональной компетентности педагогов. Традиционными видами работы
МО
являются проведение уроков взаимопосещения,
которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой
творческий потенциал. Можно отметить более серьезный подход
к выбору и реализации проблемных тем учителями классов очно-заочной (вечерней),
заочной форм обучения, а также возросший уровень мотивации у педагогов к
овладению новыми технологиями в образовании и внедрении их в урочную
деятельность. Курсовую подготовку по теме: «ИКТ в профессиональной
деятельности учителя» при МОУ Инзенская
СОШ № 2 прошла учитель русского языка и литературы Макина Галина Павловна. В
2011 – 2012 году запланирована курсовая подготовка в Ульяновском ИПК и ПРО
учителя математики Тареевой Ольги Владимировны. В течение всего учебного года учителя посещали семинары и уроки в других школах. Проведение уроков взаимопосещения. Такие уроки проводились
учителями в целях совершенствования
педагогического мастерства и передачи накопленного опыта работы с
использованием современных технологий образования. В первом полугодии 2010 -
2011 учебного года состоялись консультации в 12 классе по литературе «Тема
Родины в лирике А. Ахматовой» - учитель Макина Галина Павловна, в 12
классе по обществознанию по теме: «Толерантность и ксенофобия»- учитель Глухова
Марина Викторовна. Во втором полугодии консультации с приглашением
коллег-педагогов классов очно-заочной (вечерней), заочной форм обучения
состоялись: в 9 классе по физике «Решение задач. Силы в природе» - учитель
Борисова Нина Даниловна, в 12 классе по алгебре и началам анализа «Подготовка к
ЕГЭ»- учитель Тареева Ольга Владимировна. При составлении планов консультаций
использовались элементы педагогических технологий открытого образования,
такие как: применение коммуникативных и компьютерных технологий, межпредметные
связи, метод проектов и др. Данные консультации получили высокую оценку у
учителей. В результате проведения уроков взаимопосещения пополнилась «Методическая копилка», включающая в себя разработку и материалы лучших консультаций. Все педагоги ответственно и заинтересованно отнеслись к этому. В прошедшем учебном году продолжилась работа по формированию портфолио учителя. Методическая, учебная и воспитательная работа педагогов анализировалась на заседаниях МО. В прошедшем учебном году было
проведено 5 заседаний МО,
что соответствовало составленному плану методической работы. Все
заседания МО были подготовлены и
проводились исходя из поставленных задач. Выводы: 1.
Учебный план выполнен. Программа пройдена. Наблюдается положительная динамика
в решении вопроса сокращения второгодничества и повышения качества обучения. 2
Анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса достоверен и в достаточной
мере полон и глубок. Практически все намеченные мероприятия выполнены. Формы и
методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив
классов очно-заочной(вечерней), заочной форм обучения на 2010 - 2011 учебный
год. 3.
Проблемная тема «Диверсификация очно-заочной формы обучения в современных
условиях» и вытекающие из нее темы МО соответствуют основным задачам, стоящим
перед классами очно-заочной (вечерней), заочной форм обучения. 4. Тематика заседаний МО отражает основные проблемные вопросы. Выросла активность учителей, их стремление к творчеству, увеличилось число учителей, желающих участвовать в инновационных процессах школы. Рекомендации: 1.
Работу по организации учебно-воспитательного процесса строить на
диагностической основе. 2.
Шире использовать передовой педагогический опыт, новые технологии. 3. Усилить работу по подготовке учащихся к ЕГЭ, шире применять тестовые задания на всех ступенях обучения. Анализ недостатков образовательного процесса. -
Ведущим типом учебного занятия в классах очно-заочной (вечерней), заочной
форм обучения остаётся консультация, на которой основная функция учителя -
информационно-контролирующая. Основной метод преподавания -
объяснительно-иллюстративный. Отбор содержания, форм и методов обучения
рассчитан на среднего ученика, без учета его индивидуальных особенностей. Не
всеми учителями планируется консультация на учащихся с высоким и низким
уровнем мотивации. Не даётся домашнее задание дифференцированно с учётом
индивидуальных особенностей учащихся. В изучении предмета ребята ограничиваются
рамками школьного учебника.
- Самоустранение родителей от воспитания своих детей, перекладывание все только
на школу. Невозможность учителей, администрации привлечь родителей к участию в
работе школы.
- Не всегда реализуются в полной мере потенциальные возможности педагогов,
необходимо продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства,
по овладению методикой системного анализа результатов УВП, по вовлечению
педагогических кадров в инновационную деятельность. - Информатизация образовательного процесса учреждения проходит долго и сложно: учителя не всегда имеют возможность применять компьютерную технику в своей педагогической деятельности. Основные направления методической работы школы в следующем году. Рефлексивное управление
учебно-воспитательным процессом связано с такими факторами влияния на развитие
личности, при которых человек осознаёт смысл своих действий. Осознанная
потребность в том или ином её виде учителем или учеником
формирует внутренний настрой (мотив) на
целенаправленную преобразующую деятельность. Таким образом, самоосознание является
исходным началом мотивации, которое усиливается по мере развития потребностей,
и прежде всего образовательных. Одним из важнейших направлений
обновления общеобразовательной школы является повышение качества обучения,
воспитания и развития учащихся. В поисках решения этой глобальной
стратегической цели проблема повышения эффективности индивидуальной и групповой
консультаций в классах очно-заочной (вечерней), заочной форм обучения занимает
ведущее место. Именно консультация в нашей работе является основной
формой реализации всех функций процесса обучения:
образовательной, воспитательной и развивающей. На консультации осуществляется
двусторонний процесс: деятельность учителя
(преподавание) и деятельность ученика
(учение), находящиеся во взаимосвязи, в основе которой лежит сотрудничество. Таким образом, переход к новой,
развивающей методике обучения должен начаться с изменения отношения к основной
единице учебно-воспитательного процесса — к консультации. Всё остальное играет хотя и важную, но вспомогательную
роль, дополняя и развивая всё то, что закладывается в ходе консультаций. От
консультации тянутся сотни незримых связей
к внеклассной и внешкольной
работе, к взаимоотношениям учителей и родителей, к отношениям в педагогическом
коллективе, к содержанию и направленности методической работы в школе, к
внутришкольной культуре, к формированию новых технологий обучения и воспитания
и освоению передового опыта. Основными принципами совершенствования
обучения в классах очно-заочной (вечерней), заочной форм обучения станут
постепенность развития нововведений; соответствие содержания методов обучения
организации процесса обучения. Учащийся на всех ступенях образования
должен быть поставлен в активно-познавательную позицию «открытия», освоения
предметного и духовного пространства. Соответственно, значимыми для классов
очно-заочной (вечерней), заочной форм обучения технологиями обучения будут
технологии индивидуально-ориентированные. Хотя и известные нам
традиционные технологии не будут исключаться в
процессе развития школьников, если будет изменён сам подход к ученику и к
образовательному процессу. В целом обучение в классах будет ориентировано не
только на результаты выполнения заданий, а, главным образом, на процесс
обучения. Значимыми для наших классов являются и информационно-коммуникационные
технологии, которые необходимо внедрять в процесс обучения в следующем учебном
году. Методическое объединение учителей, как
предполагается, будет уделять большое внимание обучению учащихся
коммуникативным навыкам и навыкам исследовательской работы, в частности: -
навыкам конспектирования и тестирования -
навыкам устной и письменной связной речи -
навыкам владения понятийным словарём предмета -
навыкам ведения дискуссии -
навыкам работы с источниками и дополнительной литературой -
прослеживанию развития
причинно-следственных связей и формулированию
собственных выводов Знание исследовательских умений
учащихся, умение отобрать необходимые источники из большого
количества литературы и других источников (электронные диски, Интернет),
самостоятельная работа с текстом, компьютерная грамотность,
анализ источников, повышение требований к навыкам конспектирования и
тестирования - это основные средства внедрения проблемно-исследовательского
обучения как технологии. Важным моментом методической работы
классов очно-заочной (вечерней), заочной форм обучения при этом является
корректное введение разноуровнего обучения в условиях интеграции. В практику развития классов должно
войти профессиональное отслеживание развития качества знаний учащихся.
Поэлементный анализ работ учащихся позволит спрогнозировать затруднения при
усвоении материала, а также в овладении умственными действиями. Предполагается дальнейшее активное
внедрения новых прогрессивных педагогических технологий и методов обучения в
учебный процесс. Продолжая работу по методике развивающего обучения
педагоги классов очно-заочной
(вечерней), заочной форм обучения надеются на положительные результаты по развитию памяти, внимания, мышления,
успешного обучения в целом, весьма специфичного контингента своих учащихся. | |
Просмотров: 1594 | Загрузок: 111 | Рейтинг: 4.2/4 |
Всего комментариев: 0 | |