Вечерняя школа не похожа на
дневную. Здесь всё другое: дети, учителя, их отношения между собой. Вечёрка
выросла из школы рабочей молодежи (ШРМ), которые массово открывались к концу
войны, на пике советской власти. Нынче и власть изменилась, и у страны новое
лицо. Но школа осталась. Какая она сейчас?
Позитивный образ советской ШРМ формируют культовые фильмы «Большая перемена» и
«Весна на Заречной улице». Киношные ученики днём на заводе, а вечером в школе.
Учатся, дурачатся, влюбляются в учителей, иногда ленятся, но потом берутся за
ум. Вместе они строят великую державу. Сейчас всё так да не так.
- Чем отличается «вечёрка» от школы рабочей молодёжи?
- Сменился контингент. Раньше сюда брали только по справке, что человек где-то
работает. А теперь у нас учатся те, от кого отказываются другие школы: трудные
дети, второгодники, дети из асоциальных семей. Их через комитет по делам
несовершеннолетних посылают к нам. Мы принимаем учеников с 5-го класса и с 15
лет.
Дети – это традиционное обозначение всех школьников. Хотя некоторые ученики
«вечёрки» старше самих педагогов:
- В прошлом году мужчина окончил школу в 38 лет. Здесь многие семейные, с
детьми. Одна девочка в школу пошла, чтобы перед дочерью стыдно не было. Та тоже
уже школьница.
Многие здешние ребята по веским причинам не прижились в обычной школе:
хулиганил, пробовал наркотики, пару раз застукан за распитием спиртного... Есть
и те, кто условно-досрочно освободился из тюрьмы, не успев окончить школу на
зоне.
- Сейчас в России к несовершеннолетним преступникам относятся гуманно. Надо же
им как-то доучиваться, - объясняет Надия Шамильевна Смирнова, социальный
педагог вечерней школы. На ней бордовый брючный костюм. На лице открытая
улыбка, а в руках мобильник, который трезвонит каждую минуту.
- Мы всегда на телефоне. Ученики звонят и отчитываются, почему в школе не были.
Здесь дети видны, как на ладошке. По спорным вопросам связываемся с родителями,
почти все идут на контакт. Хотя есть и равнодушные. Я одним целый день звонила,
а они в ответ прислали это.
Через пару минут я осознаю, что здешние ученики – это сборная солянка. Они отличаются
по возрасту, профессии, национальности и биографии, которая привела их сюда…
Хотя эпитет «трудные» подходит почти для каждого.
Многие ученики «вечёрки» - те ребята, которые не смогли раскрыться при дневном
свете. Обычная школа отталкивает непохожих. Они портят её имидж, заставляют
нервничать. А здесь есть все условия, в первую очередь такт и доброта, для
чудесного преображения гадких утят.
- У нас был серебряный медалист, Дима Русаков, - рассказывает директор Ирина
Ивановна. - Он пришёл с одними двойками, весь больной и забитый. За партой
сидел вот так, – она низко-низко пригибает голову. - А к 11-му классу расправил
плечи, даже с девочкой подружился. Сейчас он учится на физика в ТвГУ.
Подобных персонажей часто называют отбросами общества. Им когда-то не нашлось
места под солнцем, и вечерняя школа для них – последний шанс начать
«правильную» жизнь.
- Мы принимаем всех с раскрытыми объятиями! Только учитесь! – иронизирует
учитель русского языка и литературы Раиса Ивановна Котова. – Нет тетрадки? На
тебе тетрадку! Нет ручки? Возьми!
С 2002 по 2007 год Котова была директором второй вечерней школы. С неё началось
преображение школы, омолодился коллектив, появился стимул работать и
развиваться. До этого школа была точной копией ШРМ и жила по давно истлевшим
принципам.
- В чём особенность преподавания в «вечёрке»?
- Здесь классы по 10-15 человек. У нас дифференцированное обучение: после
объяснения темы каждый выполняет своё задание. В дневной школе идёт равнение на
сильного ученика, а здесь все одинаково слабые. Посмотрите, как они пишут
диктанты. По 14-17 ошибок!
К моменту, когда я уже успеваю повесить ярлык на всех учеников школы,
выясняется, что здесь учатся не только «трудные», но и «хорошие» дети:
- У нас и спортсмены учатся, которые обычную школу часто пропускали из-за
тренировок. В 10-11-й класс ходят музыканты и художники из училища культуры и
Венециановки, их в вуз примут только с полным средним образованием. Два года
действовала программа по обучению детей-инвалидов. Мы им специальный класс
оборудовали на первом этаже… Уголовники, инвалиды, беременные, изгои,
художники…Всё это с трудом соединяется в голове. А они каким-то чудом умещаются
в одном классе!
- Им комфортно находиться рядом? Например, девочке-певице рядом с вором?
- Они адаптируются друг к другу. Плохие тянутся за хорошими, а не наоборот, –
твёрдо отвечает Надия Шамильевна.
- Кстати, а где ваши ученики работают?
- Магазин, вагонзавод, железная дорога. Нянечки, санитары на скорой помощи.
Сотрудники милиции. Нефтяник. В 10-м классе учится мальчик-конвоир. У нас даже
бизнесмен есть!
Иные ученики в принципе боятся школы, учителей, одноклассников. Задача
педагогов – любым способом увлечь такого ребенка:
- Один мальчик принципиально не ходил в школу, зато был футбольным фанатом, -
рассказывает Надия Шамильевна. – Он сказал: «Буду учиться, если получу шарф
футбольного клуба «Волга»!». Я договорилась с тренером, и ему подарили не
только шарф, но и мяч, на котором вся команда расписалась.
Мягкость и душевность, свойственные «вечёрке», странным образом уживаются с
тотальным контролем. Время от времени классные руководители ездят по семьям,
проверяют обстановку. Если, например, ребёнку писать не на чем, надо принимать
меры. И, конечно, трудные дети часто попадают в передряги.
- Мне и ночью могут позвонить: «Вытащите из милиции!», - делится Надия
Шамильевна. - В основном они попадают туда за распитие спиртных напитков. Или
просто поздно вечером шатались по улице.
-У вас есть надбавки за вредность, как на зоне?
- Нет, мы зарабатываем как обычные учителя - в зависимости от категории. А
чтобы получить категорию, надо, чтобы твои ученики учились выше среднего. Здесь
это невозможно, как вы понимаете.
- Чем ваша школа отличается от зоны?
- Это не зона, - оскорбляется директор Ирина Ивановна. - Там ты пишешь, а за
спиной стоят конвоиры. А мы должны своей чуткостью и теплотой не допустить их
до той черты. Я всегда ученикам напоминаю, что из дневной школы можно
перевестись в вечернюю. А из нашей – только в СИЗО.
Беседуя с учениками после урока, я пытаюсь найти ответ на главное:
- Чем эта школа отличается от обычной?
- В дневной школе учителям надо подарки приносить, чтобы тебя любили. А здесь
все и так добрые, - буркает мальчик с косым глазом.
- Там директор была курица драная. Я с ней поругался! – кричит остроносый
мальчик с соломенными волосами.
- А чем эта школа лучше?
- Здесь уроков меньше!
- Учителя добрее!
- Физкультуры нет!
- Здесь лучше, потому что работать можно. А мне деньги нужны, - признается Дима
с первой парты.
В среднем им по 15-16 лет, работающих почти нет, зато все попадают под
категорию «трудных» подростков. А бизнесменом оказался мой знакомый Славик из
Красного Холма. Окончив 8-й класс со справкой, он пришёл в местное ПТУ. Сейчас
Славику 31 год. Он готовится к свадьбе, имеет ИП на грузоперевозки.
- Как же ты стал предпринимателем без школьного образования?
- Там же никто аттестат не спрашивает! Читать-писать умею, и ладно.
- А сейчас зачем учишься?
- На будущее. Когда начальником стану, чтобы подчиненные не обманывали.
Я выхожу из «вечёрки» с роем несобранных мыслей. На школьной клумбе растут
пожухлые ромашки. Рядом вылезло семейство грибов – то ли волнушек, то ли
поганок. Изначально далёкие друг от друга, они неплохо смотрятся вместе.
Главное, что и тем, и другим нашлось место под солнцем.
Любовь Кукушкина |