Главная » Статьи » Мои статьи |
В последнее время в системе образования наблюдается стремительное развитие новых форм обучения, а также модификация традиционных форм. Цель данной статьи – проанализировать тенденции их развития а современных условиях. Формы обучения можно определить как
механизм[1])
упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а
также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени. Поскольку большинство дидактических
научных работ посвящено средней школе, и в них учебный процесс рассматривается
с позиции учителя («как обучать»), то набор форм обучения в них, как правило,
весьма ограничен: урок, экскурсия и т.п. Причем, самостоятельная работа
учащихся чаще всего рассматривается не как форма, а как метод обучения (?!). В
других работах, например, по дидактике высшей школы рассматриваются
специфические только для этой образовательной подсистемы формы: лекция,
семинар, практическое занятие и т.д. То же можно сказать и о других
образовательных подсистемах – в каждой из них выбирается как бы «своя
дидактика», и, соответственно, свои формы обучения. В нашей же работе в данном случае речь идет об обучении вообще. Причем независимо от возраста обучающихся, уровня или вида образовательных программ и т.п. Поэтому мы попробуем рассмотреть формы обучения во всем их многообразии. Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: Классификация форм по способу получения образования: очная, заочная, вечерне-сменная и т.д. И, в том числе, – самообразование. В современных условиях для
свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо
обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм образования. Тем более,
что в условиях рыночной экономики, судя по опыту зарубежных стран, далеко не
каждому юноше, не каждой девушке, а тем более взрослому человеку будет по карману
обучение в очной форме. Даже если образование будет бесплатным – далеко не
каждая семья сможет кормить и одевать своего взрослого члена. В системе
народного образования неизбежно будет происходить развитие заочного, вечернего
и других форм обучения без отрыва от работы. Заочное обучение, при
качественной его постановке во всем мире рассматривается как «высокая
технология» получения образования и количество студентов, обучающихся по этой
форме, постоянно растет. Все остальные формы обучения
кроме, пожалуй экстерната, занимают промежуточное положение между очным и
заочным обучением. В том числе вечернее (сменное) обучение. Кроме того, за
рубежом существует много других форм обучения, давая возможность учащемуся,
студенту право широкого их выбора с целью обеспечить ему наиболее удобный режим
обучения без отрыва от работы: так называемое «обучение частичного времени» (part-time education), когда обучаемый два дня в неделю учится, а три дня
работает на производстве; сокращенный (по академическим часам аудиторных
занятий) курс очного обучения; «сэндвич» и «блок» - разные варианты
сочетания очного и заочного обучения; вечернее обучение и т.д. – всего,
например, а Англии насчитывается 9 форм. Причем, например, в английских
колледжах студенты-очники составляют всего 40% контингента, т.е. без отрыва от
работы учится большая часть молодежи. Кстати, в России все больше и больше
учащихся старших классов переходят из обычных школ в вечерние, или, как
их теперь называют, в открытые школы, чтобы получить аттестат зрелости в
сокращенные сроки и быстрее начать строить свою будущую профессиональную
карьеру. Особый интерес представляет система так
называемого «открытого обучения», на которой есть смысл остановиться подробнее
ввиду ее потенциальной перспективности. Вслед за Открытым университетом в
Англии, в других странах стали создаваться открытые колледжи и университеты, а
также отделения открытого обучения во многих обычных университетах и колледжах.
Всего сегодня этой формой обучения в разных странах охвачено более 25 млн.
человек. В чем суть открытого обучения? Это
дальнейшая модернизация системы заочного обучения. Основные отличия открытого
обучения от заочного в следующем: - для поступления на обучения не
требуется никаких свидетельств об образовании; - обучаемый сам выбирает содержание (из
предлагаемых на выбор курсов, модулей), средства обучения, сроки, темп
изучения, время прохождения экзаменов. У него есть возможность на время
прекратить обучение по каким-либо обстоятельствам, а затем вернуться к нему
вновь и т.д.; - для каждого курса, модуля создаются
комплекты учебных материалов (так называемые «кейсы»), включающие пособия на
печатной основе, аудио-, видео- и слайд-фильмы, компьютерные программы.
Такие комплекты для сотен учебных курсов, в том числе альтернативных,
выпускаются десятками фирм и позволяют студенту самостоятельно осваивать
материал; - самостоятельное изучение учебных
курсов сопровождается консультациями тьютора (наставника-консультанта – новый
тип педагога), чаще всего по телефону или Интернету, проверкой им письменных
заданий, организацией групп взаимопомощи студентов, изучающих один и тот же
курс, что позволяет им обмениваться информацией и идеями, практиковаться в
различных ролях (тоже часто по телефону), организацией воскресных школ,
тьюториалов (семинаров под руководством тьютора) и летних лагерей. Широкие перспективы в развитии форм
получения образования имеет, очевидно, и экстернат. Экстернат у нас в стране
вроде бы никогда не запрещался, но в то же время никак и не поощрялся.
Организационно эта форма обучения почти не отработана, хотя в Законе РФ «Об
образовании» и указана как одна из возможных форм получения образования. Тем не
менее, она имеет большие возможности.
Индивидуализированные формы
(системы): - индивидуальная форма обучения. Она предполагает работу учителя с отдельным учеником
индивидуально, часто на дому. В XVIII – XIX вв. эта форма обучения практиковалась в семейном
воспитании среди зажиточных слоев общества в виде гувернерства, которое отчасти
возродилось и сегодня. В настоящее время индивидуальное обучение служит формой
дополнительной работы, чаще с нуждающимися в особой помощи детьми, в том числе
с теми, кто в силу заболевания, инвалидности не может посещать аудиторные
занятия. Кроме того, в индивидуальной форме
строится обучение в музыкальном образовании – учитель музыкальной школы,
преподаватель музыкального училища занимаются с каждым учеником отдельно.
Индивидуальное обучение является единственной формы работы научного
руководителя, консультанта с аспирантами и докторантами. - индивидуально-групповая форма,
когда ученики разного возраста, уровня подготовленности собираются в одном
месте и один педагог, поочередно работая с каждым и давая им задания, может
обучать группу учащихся. Индивидуально-групповая форма является сегодня, в
частности, основной в сельской малокомплектной школе. Кроме того, она
практикуется в колледжах и ВУЗах в работе со студентами старших курсов на
выпускающих кафедрах, в курсовом и дипломном проектировании, а также в работе
руководителя научной школы с аспирантами и молодыми учеными. - собственно
индивидуализированные системы (формы) обучения – довольно широкий класс
систем обучения, которые стали складываться с начала XX в. Системы индивидуального обучения организуют
индивидуальное продвижение по общей для данного контингента учащихся программе.
Они, как правило, характеризуются определенной обособленностью в работе
отдельных учащихся. Реализация индивидуализированного
обучения осуществлялась и осуществляется в различных модификациях: • Дальтон-план (начало XX в. – 30е
гг. XX в.), в основе которого лежали: самостоятельное распределение
учащимися времени и порядка учебной работы при консультационной помощи учителя,
гибкая система организации и учета индивидуального продвижения учащегося по
мере выполнения заданий. Сочетание индивидуализации режима и содержания учебной
работы с деятельностью учащихся в малых, переменных по составу учебных группах
сопровождалось заменой жестко «горизонтальной» (одновозрастной) группировки
детей «вертикальной» (разновозрастной). • Бригадно-лабораторный метод, применялся в СССР в
общеобразовательных школах, а также в ВУЗах и техникумах в 20-х – начале 30-х
гг. XX в. Он сложился под влиянием дальтон-плана. В
основу организации работы были положены бригады, создаваемые из учащихся во
главе с бригадиром. Учащиеся работали по заданиям, рассчитанным на срок от 2
недель до 1 месяца. Бригадно-лабораторный метод включал
общую работу класса, группы, коллективную работу бригады, индивидуальную работу
каждого ученика. В общую работу класса или группы входили планирование работы,
обсуждение заданий, подготовка к общим экскурсиям, разъяснение встретившихся
затруднений, общих для нескольких бригад. После выполнения всех заданий
проводились заключительные занятия, на которых отчитывались бригады;
оценивалась их работа в целом. Индивидуальный учет труда каждого ученика
отсутствовал, в результате в бригадах работали, в основном, только активные,
сильные ученики, студенты. • Батавия-план (Batavia Plan), широкое распространение получил в начале XX в. В рамках Батавия-плана с классом или группой увеличенной
численности работали 2 преподавателя. «Основной» учитель вел фронтальную работу
с классом на уроке, ассистент – индивидуальные занятия с отдельными учащимися
после уроков. Такое сочетание коллективного обучения с индивидуальным как в
начальной, так и в средней школе позволяют обеспечить всем учащимся необходимую
помощь в продвижении по изучению материала. • Келлера план,
персонализированная система обучения,
предложенная в 1968 г. американским психологом и педагогом Ф.С.
Келлером в обобщенном виде как общедидактическая система учебной работы в
высшей школе. Келлер-план ориентирует на
индивидуальную работу учащихся и студентов в собственном темпе; использование
лекций лишь с целью мотивации и общей ориентации обучающихся, текущую оценку
усвоения материала по разделам курса прокторами – ассистентами преподавателя из
числа аспирантов или студентов, отлично усвоивших курс. Число лекций невелико
(как правило, около 6 за семестр), их посещение необязательно. Наибольшее распространение Келлер-план получил в ВУЗах США. Экспериментальные проверки, проведенные в 70-х – середине 80-х гг. XX в., подтвердили более высокую эффективность Келлер-плана по сравнению с традиционным обучением. Разновидностью лекционно-семинарской
(курсовой) системы является предметно-курсовая система обучения, которая
чаще всего применяется при заочном и очно-заочном обучении. Она предполагает
такую организацию учебного процесса, при которой дисциплины учебного плана и
соответствующие им итоговые зачеты и экзамены распределяются по годам обучения
(курсам) с соблюдением преемственности, а зачеты и экзамены в пределах одного
курса сдаются учащимися и студентами по мере индивидуальной готовности. На
основе этой системы организуется чаще всего высшее заочное образование, а также
обучение в вечерних (открытых) общеобразовательных школах. Классификация систем (форм)
обучения по механизму декомпозиции (разбиения) содержания обучения. Таких механизмов известно два: - дисциплинарный механизм – когда
содержание обучения разделяется на отдельные дисциплины (учебные предметы,
курсы) – этот механизм иногда еще называют условно предметным обучением.
Все рассмотренныеые выше системы обучения (кроме, пожалуй, самоучения)
относятся предметному обучению; - комплексный механизм (комплексная
система обучения), которую также еще называют условно объектным
обучением, когда декомпозиция содержания обучения осуществляется по
выделяемым объектам, например, изучение родного края, трудовая деятельность
семьи и т.д. Идеи комплексного («объектного») обучения развивались, начиная с XVIII в. и связаны с именами Ж. Жакото, П. Робена,
Н.Ф. Гербарта, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинского (система объяснительного чтения) и
др. Наибольшую известность среди комплексных
систем обучения в истории получил так называемый метод проектов (XIX – XX вв., США) –
система обучения, при которой обучающиеся приобретают новый опыт (знания,
умения и т.д.) в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся
заданий практически-жизненной направленности – проектов. Название «проект»
появился в этой системе в связи с тем, что первоначально эта система в первой
половине XIX века применялась в инженерном образовании. Метод
проектов в 20-е – 30-е г.г. XX в. получил
сравнительно широкое распространение в советской школе. Приведем здесь пример
проекта в тогдашнем понимании – проект «корова»: корова с точки зрения
энергетики (элементы физики), корова с точки зрения процессов пищеварения
(элементы химии), образ коровы в литературных произведениях и т.д., вплоть до
практических занятий по уходу за коровой. В дальнейшем метод проектов в таком
понимании в образовании не прижился, поскольку знания и умения, получаемые
обучающимися, были отрывочны, не систематизированы. Тем не менее этот опыт
интересен тем, что это была, очевидно, одна из первых попыток построить учебный
процесс в логике современного проектно-технологического типа организационной
культуры. В первой половине ХХ в. в России
применялись и другие варианты комплексной системы обучения: аккордная
система (совокупность сведений, органически соединенных тематической
связью, охватывающих ряд дисциплин – М. Зарецкий); цикловой метод
(объединение всех учебных дисциплин в определенные циклы, связывающие
родственные предметы – Н.И. Попова); метод разовых заданий (разновидность
метода проектов – С.В. Иванов) и др.
В последние годы в отечественном образовании вновь стал широко распространятся «метод проектов», но уже в другом понимании: учебные проекты не вместо учебных предметов (дисциплин), а в рамках их или в дополнение к ним. В частности, логикой учебных проектов все больше пронизывается школьная образовательная область «технология», где учебный процесс в полной мере отвечает требованиям современного понимания проекта как цикла инновационной деятельности. Следующая классификация форм
обучения по основанию непосредственного или опосредованного общения
обучающихся с педагогом и/или учебными материалами: - обычный, традиционный вариант –
обучающийся непосредственно встречается с педагогом, у него есть перед глазами
книги и другие средства обучения; - другой, сравнительно новый и
перспективный вариант – опосредованного общение с педагогом и средствами
обучения согласно современному принципу «доставки образовательных услуг на
дом», что чрезвычайно важно сегодня в России ввиду ее огромной территории,
слабой дорожно-транспортной сети и низкой территориальной мобильности
населения. К этим формам опосредованного общения относится, в первую очередь, дистантное
обучение – форма обучения, отличающаяся преимущественно разделенным во
времени и пространстве опосредованным учебными текстами общением обучающих и
обучающихся. Руководство обучением осуществляется через установочные лекции и
посредством инструктивных материалов, рассылаемых по почте или/и через современные
средства коммуникации, а также в ходе периодических очных контактов обучающих и
обучающихся. Сюда же можно отнести Интернет-обучение, в том числе
самоучение, телевизионные образовательные программы и т.д. Классификация форм обучения по
числу педагогов, одновременно проводящих учебное занятие: - обычный, традиционный вариант: одно
занятие – один педагог (учитель, преподаватель, тьютор и т.д.); - одно занятие - два и более
педагогов: бинарные уроки, когда два учителя проводят одно занятие, например,
учителя физики и химии одновременно ведут занятие по теме «Электролиз»;
лекция-панель (США), когда в дискуссии участвуют несколько
высококвалифицированных преподавателей-экспертов, высказывающих перед
студентами каждый свое мнение. Обсуждение той или иной проблемы известными
специалистами позволяет показать обучающимся разнообразие мнений, подходов к ее
решению; и др. Классификация форм обучения по
постоянству или эпизодичности работы педагога с данным контингентом обучающихся: - обычный, традиционный вариант – один
педагог ведет учебную дисциплину постоянно и целиком; - другой вариант – для проведения
отдельных разовых занятий приглашаются другие педагоги, в том числе так
называемые «гостевые профессора» – крупные ученые-специалисты в той или иной
области, в том числе из-за рубежа, чтобы рассказать о подходах к решению тех
или иных проблем в различных странах; или приглашаются знаменитые писатели,
художники и т.п. Или же, в другом варианте, разные разделы одного и того же
курса читаются разными профессорами. Классификация форм обучения по
основанию «монолог-диалог»: - традиционный вариант – монологическое
обучение: учитель, лектор говорит, показывает – все обучающиеся слушают и
записывают, или ученик отвечает урок – учитель и все остальные учащиеся
слушают; - диалогические формы занятий, в том числе интерактивные формы учения-обучения, которое происходит в процессе обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами учебного процесса. Диалог в этом случае может быть как непосредственным вербальным диалогом, так и опосредованным диалогически организованным (интерактивным) письменным текстом, включая работу в режиме реального времени в сети Интернета. Кстати, во многих странах Европы в классах, аудиториях столы преподавателя, учителя и обучающихся расставлены не традиционно, как у нас – напротив друг друга, а подковой или кругом – так, чтобы каждый участник занятий мог видеть и разговаривать с любым другим. Это уже стало настолько обычным явлением, нормой, что, когда автор в одном английском колледже, проходя вместе с сопровождающими по коридору, заглянул в классную комнату, которую сопровождающие показывать не хотели: там стояли столы в обычном «фронтальном» порядке, сопровождающие явно смутились и сказали: «извините, это у нас класс для группы умственно отсталых студентов». Не пора ли нашей педагогической общественности задуматься над этой фразой?! Наконец, в заключение, еще две
классификации форм обучения, всем традиционно известных по учебникам педагогики
и дидактики: Классификация форм занятий по
их целевой направленности: вводные
занятия, занятия по формированию знаний и умений, занятия по обобщению и
систематизации знаний и умений, заключительные занятия, занятия по контролю
освоения учебного материала: контрольные работы, тестирование, собеседования,
коллоквиумы (групповая форма собеседования педагога с обучающимися), зачеты,
экзамены, защита рефератов, курсовых и дипломных работ; а так же самооценивание
обучающимися. Классификация форм обучения по
видам учебных занятий: урок,
лекция, семинар, лабораторная и лабораторно-практическая работы, практическое
занятие, консультация, конференция, тьюториал (активное групповое занятие,
направленное на приобретение опыта обучающимися по применению концепций в
модельных стандартных и нестандартных ситуациях), игра, тренинг (специальная
система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего самочувствия,
эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т.п.) и т.д. В свою
очередь каждая из этих форм может быть расклассифицирована и по другим
основаниям. Так, игровые формы могут быть классифицированы по одному из
оснований (по организации): предметные, сюжетные, ролевые, эвристические,
имитационные, деловые, организационно-деятельностные и т.д.; по другому
основанию (по коммуникативному взаимодействию): индивидуальные, парные,
групповые, фронтальные. Итак, мы привели одиннадцать независимых
классификаций форм обучения. Как видим, в педагогике, в практике образования –
отечественной и зарубежной – накоплен огромный арсенал форм обучения. Попробуем
теперь рассмотреть, в каких тенденциях будет развиваться их применение в
перспективе, при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу,
обществу «образованных людей». Одним из серьезнейших недостатков всей
системы отечественного образования до сих пор остается неизживаемый «знаниевый
подход» («знаниевая парадигма») – обучающийся по-прежнему рассматривается как
бы в роли «копилки», в которой накапливаются знания, умения, навыки. Между тем
учение необходимо рассматривать как активную деятельность обучающегося по
самоизменению. Таким образом, принципиально новый подход ко всей постановке
учебно-воспитательного процесса в современных социально-экономических условиях
заключается в том, чтобы ответить на один вроде бы простой, но очень
существенный для всей российской школы вопрос: учащегося, студента,
слушателя учат, или он учится? Ведь вся отечественная и
общеобразовательная, и профессиональная школа длительное время, особенно в
застойный период, была ориентированна на обучение молодежи, которая в массе
своей учиться не хотела – образование в обществе того времени было фактически
не востребованным, мотивация к учению у школьников и студентов была низкой.
Отсюда сложилась та ориентация учебно-воспитательного процесса, что педагог
«тянет» учащегося, студента к знаниям. Он сначала должен его уговорить, чтобы
тот слушал, затем все подробно объяснить и растолковать, а учащийся, студент,
если соизволит, дома этот материал заучит. И вот из-за стремления заставить
обучаемых осваивать учебный материал их аудиторная учебная нагрузка доводилась
и в общеобразовательной школе, и в профессиональных учебных заведениях всех
уровней до 40-50 часов в неделю. А оптимальной формой организации
учебно-воспитательного процесса в такой ситуации как раз и являлась
классно-урочная система, которая давно уже во всем мире зовется «обучение в
коробке для яиц». Она была чрезвычайно удобна тем, что материал подается малыми
дозами. Учащиеся, студенты все время находятся под контролем преподавателя (а
преподаватель, добавим, под контролем руководителя учебного заведения и
инспектора). Черты классно-урочной системы просматриваются даже в ВУЗах, однако
полному внедрению ее туда препятствовали, конечно, традиции высшей школы. В современных социально-экономических
условиях ситуация принципиально меняется. В рыночной экономике знания,
квалификация становятся главным капиталом специалиста. Исчезают проблемы
дисциплины и мотивации учащихся и студентов к учению - они сами хотят
учиться. Во главу угла ставится самостоятельная работа обучающегося,
самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс
коренным образом преображается: позиция «учитель как бы впереди ученика» должна
поменяться на позицию «ученик как бы впереди» (кроме, конечно, начальной
школы). Учитель, преподаватель должен сориентироваться, направить учащегося,
студента – вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» для
самостоятельной работы и время от времени консультировать, подправлять в его
самостоятельном движении от незнания к знанию – посредством индивидуальных и
групповых консультаций, организацией учебной работы в интерактивных формах, в
малых группах и командах, игр и т.д. Кстати, во многих странах учебная нагрузка
студентов университетов снижена до 12-15 учебных часов в неделю, студентов
колледжей – не более 20 часов. Очевидно, эта же тенденция будет развиваться и у
нас в весьма недалекой перспективе. Направление, специфическое для средних
учебных заведений: школ, гимназий, профтехучилищ, техникумов, лицеев и
колледжей – это переход с, в основном, урочной формы организации учебных
занятий на лекционно-семинарские формы. Проблема, которая, по мнению автора,
давно назрела, но которая почти не решается из-за традиционной привычки
педагогического корпуса этих учебных заведений к так называемому
«комбинированному уроку», а так же особой привязанности к нему инспекторов всех
категорий. Характерно, что при чтении лекций перед работниками образования автор регулярно задает вопрос: «Урок – основная форма…» - кто автор этой фразы?» И неизменно получает ответ: «Я.А. Коменский». Да, действительно, великий чешский педагог изобрел урок и коллективную классно-урочную систему. И на сегодняшний день для начальной школы ничего лучшего, кроме урока трудно придумать. Но фраза «урок – основная форма…» - она из печально известного постановления ЦК ВКП(б) 1932 г. о школе, когда из системы образования изгонялось всякое творчество и инакомыслие, когда все и вся ставились под жесточайший контроль. Так не пора ли задуматься ученым-педагогам, руководителям образования, методистам и т.д. – до какой поры будем выполнять директивы ЦК ВКП(б)?! И перестать повторять как заклинание «урок – основная форма…» Ведь мы живем в совершенно другой эпохе! Таким образом, подводя итог этому
подразделу о формах обучения, можно, очевидно, констатировать, что дальнейшее
применение форм учебной работы будет смещаться в стороны: развития многообразия
форм получения образования (открытое образование, экстернат и т.д.); смещения
акцентов на самоучение и самостоятельную работу обучающихся; рациональное
сочетание дисциплинарного (предметного) и объектного (модульного) обучения;
развития дистантного обучения; развития нетрадиционных форм учебных занятий, в
первую очередь диалоговых, интерактивных; смещение акцентов в контроле
достижений обучающихся на их самооценивание.
[1] Механизм – система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности (Словарь русского языка С.И. Ожегова). Статья академика РАО Новикова А.М. дана в сокращенном варианте. Читайте статью полностью по адресу: Сайт академика РАО Новикова А.М http://www.anovikov.ru/artikle/forms.htm | |
Просмотров: 2579 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/15 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||