Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Историко-культурные обоснования концепции

Благородство духа доступно всем,
для этого все мы родовиты...
Сенека

  Генеалогический фактор личности в истории России занимает особое место. П. Н. Петров в 1886 году в книге «История родов Русского Дворянства» писал: «А Русь дольше, чем какая-либо другая страна держалась крепостью родового начала. Имея 736 лет преемственных владык из рода Рюрикова и по прекращении его, Россия снова 272 года управляется благословенною династиею Романовых, родственною с Рюриковым родом. Да и не только власть правительственная, но все, что возникало видного в обществе русском до 19 века, все - говорим - поддерживалось силою и значением родовитости, которую не желая знать и силу которой не признавая до последнего почти времени, невозможно уяснить нам порядок вещей и условия, влиявшие на ход явлений внешних и внутренних в государстве и общественной среде». 

        Старший сын Великого князя Ивана Даниловича Калиты, прозванного собирателем России, Симеон Иванович Гордый /1316-1353/ в духовной грамоте оставил знаменательное завещание потомкам: "А пишу Вам се слово того для, чтобы не перестала память родителей наших и наша и свеча бы родовая не погасла". 

        Прошли века, но по-прежнему интерес к родословным не только не угасал, но и приобретал новые очертания. Известный отечественный генетик Николай Петрович Дубинин /1907-1998/, открыватель дробимости гена, писал: "Молекулярная структура нуклеиновых кислот оказалась тем субстратом, в котором сосредоточена, или, как говорят иначе, записана наследственная информация, передающаяся как факел жизни от родителей к детям в каждом поколении". «Родовая свеча», «факел жизни» - эти прекрасные высказывания можно дополнить еще целым рядом не менее интересных оценок значения родословий в жизни каждого человека. 

        «Сократ не был патрицием, Клеанф носил воду, нанявшись поливать садик. Платона философия не приняла благородным, а сделала. Почему же ты не надеешься с ним сравняться? Все они твои предки, если ты будешь их достоин, а достойным их ты станешь, только убедив себя в том, что родовитостью ты никому не уступаешь. За всеми нами одинаковое число поколений, происхождение всякого лежит за пределами памяти. Платон говорил: Нет царя, что не произошел бы от раба, и нет раба не царского рода». (Луций Анней Сенека) 

        «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». /А.С.Пушкин/ «Я русский дворянин, и я знал своих предков прежде, чем узнал Байрона... Каков бы ни был образ моих мыслей, никогда не разделял я с кем бы то ни было демократической ненависти к дворянству... Конечно, есть достоинство выше знатности рода - именно достоинство личное. Я видел родословную Суворова, пи-санную им самим. Суворов не презирал своим дворянским происхождением. Имена Минина и Ломоносова вдвоем перевесят, может быть, все наши старинные родословные. Но неужто потомству их смешно было бы гордиться сими именами?» /А.С.Пушкин/ 

        И. В. Гете на вопрос о цели своей жизни ответил: "Чтобы пирамида моей жизни, основание которой было заложено еще до меня, поднялась как можно выше". 

        Знание биографии предков составляет одну из главных сторон самосознания, и кто не дорожит памятью их, тот сам забудется своими потомками. /Русский Архив, 1871 год/ 

        «Время закрепляет усвояемое наследие новой нравственной связью, историческим преданием, которое действуя из поколения в поколение, претворяет наследуемые от отцов и дедов заветы и блага в наследственные свойства и наклонности потомков». /В.О.Ключевский/ 
        - Времен исток 
        Открылся предо мной 
        И я постигнул, что мое рожденье 
        Нанизано на нить рождений прежних. /Р.Тагор/ 
        «Многое можно было бы объяснить, если бы мы только знали нашу подлинную генеалогию». /Густав Флобер/ «Человеческая личность, как все в окружающем нас мире, не есть случайность, а создана долгим ходом прошлых поколений». /Вернадский/ 

        «Видимо, у каждого рода есть свой закон, от которого не уйдешь. Род - целое, а не сумма последовательных поколений... Жизненная задача всякого - познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого познать свое собственное место в роде и собственную задачу, не индивидуальную свою, поставленную в себе, а свою - как члена рода, как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества...» /П.А.Флоренский/
        -«Согласитесь, дерево устойчиво только тогда, когда оно сцепилось корнями с почвой. Так и человек - он тверже стоит на земле, зная свои корни, помня о своих предках, чтя их традиции и уважая их память». /М.Е.Бычкова/ 

        Широкий охват населения страны родословными росписями в то время, когда господствовало крепостничество, был немыслимым делом для большинства простого населения и для любого законодательного документа. Расхожее мнение о том, что владение холопом всегда было наследственным правом, а быть холопом - потомственным, не стимулировало занятие родословными низших слоев граждан, тем более, что большинство из них было неграмотным. Это было первой причиной, существенно сдерживающей длительное время повсеместный интерес к своей родословной. Н. В. Гоголь в "Мертвых душах" удачно подметил повышенный интерес дворянства к личным качествам своих крепостных крестьян только тогда, когда их уже мертвых можно было подороже продать за их столярное, кузнечное и прочее мастерство. "Доходность души" была выше "Духовности души" при крепостном праве, на чем и сконцентрировал внимание писатель в своей книге. 
        Второй причиной после 1917 года, побуждавшей даже скрывать свою подлинную родословную, послужила развернувшаяся классовая борьба, в условиях которой выявление принадлежности к сословию помещиков, буржуазии, духовенства и т. д. являлось достаточным основанием для гонений и репрессий. 

        Но и после упразднения дворянства и буржуазии и отмены всех их привилегий под девизом, что главный герой - это народ, генеалогия не стала всенародной, не была оценена по достоинству, а признана всего лишь вспомогательной исторической дисциплиной. Ее применение было сконцентрировано и ограничено кругом видных политиков, ученых, творческой интеллигенцией и т. п. До сих пор актуально звучат слова известного отечественного мыслителя Николая Федоровича Федорова /1829-1903/: "Знание истории выдающихся личностей человек присваивает себе, а приходские истории предоставляют ведению Бога, потому, конечно, что последнее труднее". В настоящее время ситуация в стране полностью изменилась, она стала благоприятной для совершенствования личности на традициях рода. Эту ситуацию можно охарактеризовать как посткрепостническую и постклассовую. 

        Ключевой личностью современности, своеобразным героем нашего времени, становится новый Генеалогический тип человека, отличительной чертой которого является повышенный интерес как к своей, так и любой другой родословной, а особенно к родословной выдающихся представителей отечества. 

        Генеалогический тип личности в России исторически складывался издревле, но это не было массовым явлением по указанным выше причинам. Повышенный интерес к своим родословным широких слоев населения стал знаменательным и заметным событием за последние годы. В государственных архивах, хранилищах, библиотеках и в коллекциях частных лиц можно наблюдать как отдельные лица, в основном пожилого возраста, вышедшие на пенсии, и отдельные заинтересованные исследователи занимаются поисками отдельных родословий. Фактически нет ни одного документа в архивах и других местах хранения, которые не были бы кому-либо адресованы. Судьба таких документов зависит порой от узкого круга интересов того или иного исследователя. Единичный и фрагментарный подходы к работе с архивными документами не могут заменить системный подход в случае, когда проводится выявление родословных сведений обо всем населении города, села или деревни. 

        Сложившаяся ситуация в современной культуре нашего Отечества характеризуется историческим переходом от родословной в ее стихийно-родовом состоянии к разумно-родовому. Только выявленное, зафиксированное и осмысленное может сохраниться и принести пользу современникам и потомкам. 

        Информационное поле содержит неисчерпаемые духовные ресурсы наших предков, которые нами почти не используются из-за отсутствия соответствующего опыта в системе массового образования, незнания мест нахождения архивных документов и соответствующего доступа к ним, а также вследствие неумения ими в должной мере воспользоваться. 

        Генеалогический Свод России, Малая Родина, Генеалогический аспект личности в культуре России, Генеалогический памятник истории и культуры, Алфавитные справочники предков различных населенных мест, Первые родословные переписи населения России, Красные Книги вымирающих родов человечества с анализом причин и следствий этих грозных явлений, Родословные летописи, Родословный Энциклопедический словарь – темы, актуальные в наше время. Принятие специального закона об охране и использовании Генеалогических памятников истории и культуры выходит за пределы принятых в советском прошлом традиционных форм. С учетом универсального значения Генеалогии для любой страны мира и особенно почтительного отношения к своим корням у российских иммигрантов во многих странах можно «расширять Генеалогию на Запад». 

        Для реализации Генеалогического аспекта личности существуют соответствующие международные договоры о памятниках истории и культуры, в которых предусмотрено участие и нашей страны, что позволяет России выступать с обоснованной инициативой по данному вопросу. Пока еще сохраняется возможность собрать кое-какие разрозненные, а иногда и цельные сведения о наших предках среди сохранившихся документов в архивах, хранилищах и у частных лиц. Генеалогия - это та древняя наука, которую надо реставрировать и заново возрождать. 

        Применительно к современникам появляется возможность обогатить Родословные летописи такими сведениями, как психологические типы (основные черты характера и личные качества), генетические признаки и особенности, наиболее полно раскрывающие нравственные, деловые и творческие способности человека, о которых будет сказано ниже. В процессе работы и накопления опыта вокруг каждого Генеалогического памятника неизбежно сгруппируются все возможные теории личности и науки о человеке и человечестве, появится соответствующая интеграция наук и искусства, а самый главный герой - подлинная человеческая личность - станет в центре внимания культурной общественности каждого населенного пункта. 

        Существуют два основных направления в разработке темы: "Генеалогический Свод России. Малая Родина". Первое опережающее связано с созданием базы данных на основе метрических книг до Октябрьских событий 1917 года и составлением родословных летописей по тем же метрическим книгам наших предков. Второе направление больше касается наших ближайших родственников и нас самих, так как в этом случае можно полнее раскрыть личность по анкетным данным /отвлеченная идея/, реальной жизни и идеальному состоянию. 

        Наибольший обширный охват всего населения России родословными летописями можно осуществить посредством первой в истории Отечества Родословной переписи населения. Трудно переоценить значение такого мероприятия для всех жителей страны, всех сфер жизнедеятельности и государства в целом. Такую перепись можно проводить силами пенсионеров, других специалистов и всех желающих даже на добровольных началах. У нас уже имеется богатый многолетний опыт работы по теме: "Генеалогический Свод России. Малая Родина" на примере населенных пунктов бывшей Симбирской губернии /Ульяновской области/. Имеется одобрение Государственной Думы РФ, поддержка РГНФ и т. д. Очередная задача: создание центра "Генеалогический Свод России". 

        Существующие переписи населения мало чем отличаются от первой Всеобщей переписи населения России 1897 года и ряда других переписей, так как в их основе лежат технико-экономические обоснования расчета количества жилой площади, производства зерна, мяса, молока, тканей и т. д. Все это необходимо для повседневного удовлетворения потребностей населения страны. Но по этим переписям невозможно установить родословные семей и отдельных личностей, а тем более законы и традиции каждого рода, т. е. все то, что характеризует духовный и творческий потенциал народа. Поэтому наряду с установлением технико-экономических обоснований в производстве и потреблении всего необходимого для жизнедеятельности населения необходимо проводить еще и историко-культурные обоснования, основанные на родословных переписях населения. 

        Родословную перепись населения можно провести в любое время. Мы имеем пример в истории всего человечества, начавшего свое летоисчисление две тысячи два года назад. Все, что мы выявляем за более ранние или более поздние периоды истории, принято относить «до нашей эры» и «во время нашей эры». Так и летоисчисление того или иного рода можно начинать с заранее обусловленного времени и лишь по мере обнаружения новых сведений о предках отодвигать границы известного в ту или иную сторону. 

        Положительный эффект достигается даже в случае, если у кого-либо неизвестны его родители /воспитание в детдоме, потеря родителей во время Великой Отечественной войны и т. д./ так как это лицо приобретает самое престижное право зачинателя рода - Родоначальника. С него начнется исчисление целого рода. 

        Относительно самого молодого представителя того или иного рода существует знаменательное высказывание - "Самый поздний потомок является в то же время и самым ранним предком". 

        Концепция генеалогического памятника истории и культуры заключается в том, что каждый род является недостающим звеном между личностью и обществом, полярность которых возросла до значительных пределов. Генеалогический памятник - самый распространенный в культурном наследии страны, и в прямой зависимости от него находятся все другие памятники, как недвижимые, так и движимые, кроме относящихся исключительно к природным образованиям. 

        Простой ряд удвоения предков каждого рода в 30-м поколении, т. е. 750 лет назад /смена поколений принята через 25 лет/ приводит к общей численности рода более миллиарда человек без учета боковых родственных связей. Генеалогический тип личности в качестве "Героя Нашего Времени" приобретает ясные черты характера и нравственный облик благодаря ярким образам всех известных нам выдающихся представителей отечества и мировой культуры. 
        В области науки выходцы из простого народа по линии предков составляют Ломоносовский тип личности; 
       В военной области это может быть Суворовский, Кутузовский, Жуковский, Матросовский и т.д. тип личности; 
        В области технического творчества выделяются Кулибинский, Курчатовский, Туполевский, Алферовский и т.д. тип личности; 
        В художественном творчестве становятся значительными Репиновский, Васнецовский, Врубелевский и т.д. типы личностей; 
        В музыкальной культуре выделяются Мусоргский, Чайковский и многие другие типы личностей; 
        В скульптуре не мене известны типы личности, подобные Фальконе, Мартосу, Гальбергу, Козловскому, Томскому, Церетелли, Эрзя, Коненкову и т.д. 
        В философии из отечественных представителей наиболее видный генеалогический тип личности представляют Федоровский, Бердяевский, Ильинский, Лосский и т.д.; 
        В литературе ведущими типами личности становятся Достоевский, Толстовский Тургеневский, Солженицевский и т.д. 
        В поэзии генеалогический тип личности наиболее ярко представлен Пушкиным, Лермонтовым, Есениным и многими другими; 
        В части выдающегося меценатства значительными типами являются Третьяковский, Шатровский и т.д. 
        В религиозной деятельности наиболее яркими представителями являются Сергий Радонежский, Флоренский и другие типы личности; 
        В христианской религии весь Ветхий Завет включает всю родословную человечества до Иисуса Христа, и в каждом поколении выделяются Великие предки, от которых наиболее выдающиеся Великие потомки перенимают все самые лучшие заповеди, пророчества и предания, которые, в свою очередь, как законы рода, передают последующим молодым поколениям. Все это и есть настоящая история рода, страны, человечества. 
        В целях широкой доступности к первоисточникам сведений о предках, хранящихся в государственных и личных архивах, автором разработан следующий метод. Любая личность составляет Алфавитный справочник по метрическим книгам за ряд лет до 1917 года по населенному пункту и приходской церкви, где жили его предки. Одновременно составляется собственная родословная. Все это вместе переплетается и в качестве Генеалогического памятника истории и культуры соответствующего населенного пункта и области утверждается в местных органах культуры и Епархиального управления. В целях максимального распространения такого метода рекомендуется алфавитные справочники вместе с примерами родословий направлять в другие населенные пункты и, особенно, в школы библиотеки, высшие учебные заведения и т.д. 

        Если алфавитные справочники составляются на основе метрических книг, хранящихся в государственных архивах, и в них вводится единственное дополнение расположение всех фамилий в алфавитном порядке для упрощения поиска своих предков, то родословные летописи на первом этапе пишутся с соблюдением в основном хронологических описаний всех предков по поколениям с составлением родословных таблиц. Других ограничивающих требований не предусматривается ввиду того, что по мере накопления опыта по составлению родословных летописей в дальнейшем будут рекомендоваться некоторые из них в качестве примеров. 

        Главное же заключается в том, что Генеалогическим памятником признается и утверждается только такой, в котором сочетаются общественный и личный интересы. Общественные интересы представлены в Алфавитных справочниках населения за определенные год или годы, а родословные летописи представляют личные интересы той или иной личности, семьи и рода. Таков метод начального этапа всей работы. 

        В России повсеместно растет и ширится повышенный интерес к своим истокам корням, Малой и Большой Родине. От берестяных грамот древнего Новгорода до современных Родословных летописей, книг и Энциклопедий - таков путь развития и совершенствования личной культуры каждого соотечественника на современном этапе. 

        В настоящее время в нашей стране не существует специального закона об охране и использовании Генеалогического памятника истории и культуры, касающегося каждого человеческого рода, однако есть ряд документов, согласно которым можно популяризировать такой вид памятника. Так приказом Министерства культуры от 18.03.1987 года № 113 утверждены "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по составлению Паспорта на движимые памятники истории и культуры, не включенные в фонды музеев, архивов, библиотек", которые предназначены для использования сотрудниками органов культуры, которые осуществляют выявление и государственный учет этих памятников. Таким образом, закон об охране и использовании Генеалогического памятника истории и культуры не обязательно должен предшествовать, но может завершать определенный этап работы над такого рода памятниками.

   Почетный гражданин города Ульяновска, почетный профессор Ульяновского государственного университета  Аржанцев Борис Васильевич
См. статью по ссылке http://www.rodstvo.ru/rus/article1.htm


Категория: Мои статьи | Добавил: vsch2inza (11.10.2011)
Просмотров: 1231 | Рейтинг: 5.0/15
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: