Главная » Статьи » Мои статьи |
Между состояниями детства
и взрослости
исторически недавно возник, укрепился и стал общеобязательным
специфический механизм социализации
подрастающих поколений - общеобразовательная школа. В экспектациях чуть
ли не всех ныне существующих
больших и малых социумов отставание
ребенка в темпах продвижения по лестнице классно-урочной системы даже на один-два года рассматривается как
серьёзное отклонение от социальной нормы, подлежащее
непременной коррекции. Такого рода образовательные экспектации к личности, выработанные общественным мнением, и внутренняя необходимость личности с максимальным приближением соответствовать им с двух сторон порождают тот разноликий тип общеобразовательного учреждения, который в российских условиях первоначально выступает как школа взрослых, потом - школа рабочей и сельской молодежи, затем - вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, т.е, уже без указания возраста. По нынешнему же социально-возрастному статусу она всё больше становится школой безработных подростков,
отставших по каким-либо
причинам в темпах образования
от сверстников из обычной школы. Причины такого отставания
весьма многолики и во времени переменчивы. Сегодня на одном их полюсе выступают миграция
населения в связи с распадом Советского Союза, обвальная дифференциация населения
по уровню жизни, резкая смена социальных приоритетов, дифференциация
образовательных потоков внутри самой общеобразовательной
школы. Другой полюс составляют до бесконечности разнообразные причины
личностного характера: специфика
уровня и темпов развития познавательных
способностей, сбои в системе ценностных
ориентаций личности, школы и общества, противоречия индивидуальности
личности и стандарта требований к ней классно-урочной системы,
конфликты в сферах формального и неформального общения и т.д., и т.п. В результате нынешняя
общеобразовательная школа взрослых собирает контингент
учащихся абсолютно разнородный по уровню и структуре подготовленности, развитию
познавательных способностей, мотивации
учебно-познавательной деятельности и по многим иным параметрам личности, значимым
в дидактическом
отношении. Такая разнородность контингентов обучаемых объективно предопределяет специфику дидактической парадигмы школы взрослых: её дидактическая система должна обеспечивать нестандартно социализирующейся личности возможность получения образования адекватно нестандартным и максимально индивидуализированными способами. При этом специфические особенности личности и приобретенного ею опыта должны рассматриваться не как объект коррекции, а как системообразующий фактор при выборе способа и форм образовательной деятельности. Так, например, приобретенная
в прежней
школе привычка прогуливать уроки, конфликты в общении, недисциплинированность логически должны выводить учащегося в новой школе на варианты свободного
посещения, очно-заочного обучения
или даже экстерната, соответственно перемещая
центр учебной деятельности на формы самостоятельной
работы, повышая степень доверия к личности и способствуя соответствующему повышению её самооценки и улучшению самочувствия. Придав такого рода теоретическим положениям
форму и значение рабочей гипотезы, мы приступили к построению реальной дидактической
модели школы взрослых, приближенной
к теоретически
необходимой. В результате возникла
новая модификация школы взрослых - открытое полипрофильное
многоуровневое учебное заведение
с варьируемым
темпом обучения. Степень его открытости характеризуется доступностью
для весьма различных по возрасту, степени подготовленности,
состояния здоровья и имущественному положению
слоев населения; возможностью удовлетворения широкого круга образовательных потребностей
в рамках
одного учреждения образования, возможностью обучения
независимо от места жительства и т.п. Полипрофильность образования обеспечивается
широким веером общеобразовательных услуг (обучение в рамках стандартов образования
и учебного плана вечерней школы, в варианте приближения
к дневной,
углубленное обучение по отдельным предметам и т.д.), возможностью
получения дополнительной общекультурной подготовки
(в кружках, факультативах, спецкурсах), параллельным получением
допрофессиональной и профессиональной подготовки. Многоуровневость образования заключена
в методиках
преподавания общеобразовательных предметов и уровнях допрофессиональной
и профессиональной подготовки
на курсах„при школе, в учебно-производственном комбинате и при учебно-консультационном
пункте техникума в варианте параллельного обучения. Вариативность обучения по темпу образовательной
деятельности обеспечивают классы и группы традиционного темпа
обучения, ускоренного, обучение по индивидуальному
учебному плану и экстернат. Кроме того, обучение варьируется
еще и по организационным формам: очное, очно-заочное, заочное. Возможны также варианты надомного и
дистанционного обучения... Повидимому, самым ценным результатом инновационной
деятельности коллектива следует
считать относительно быстрое снятие у специфического контингента
учащихся этой школы типичного для большинства из них комплекса неполноценности, рожденного неудачами прежнего образовательного опыта, снижение психологических барьеров
типа "ученик - школа", сопутствующее скачкообразное
раскрепощение познавательных способностей. Как следствие, на этом благоприятном дидактическом фоне явно успешной становится образовательная деятельность, ощутимыми темпами устраняется былой дефицит образования, повышается самооценка личности, нарастают ее экспектации к будущему, нормализуется общий процесс социализации личности/ Вершинин В.Н., Глушенкова С.Г., Мусаткин В.Н. Образование и социальная реабилитация личности. Материалы экспериментальной работы. Ульяновск: ИПК ПРО, 2006 - с.17-19 | |
Просмотров: 982 | Рейтинг: 5.0/18 |
Всего комментариев: 0 | |