Приветствую Вас, Гость

Зачет № 2, обществознание, 12 класс

Культура и духовная жизнь

Внутренний мир и социализация человека

План:

1.        Этическая основа культуры.

2.        Нравственные чувства и моральное поведение.

3.        Нравственные категории и добродетели.

4.        Счастье, удовольствие, гедонизм.

5.        Справедливость и равенство.

6.        Структура человеческой психики.

7.        Элементы человеческой психики и сознания.

8.        Влияние общества на личность.

Учебник:  Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС».

Понятия и термины: культура, ценность, мораль, этика, нравственность, моральное поведение, нравственные категории, добро и зло, добродетель и порок, стыд и совесть, милосердие, долг, счастье, утилитаризм, польза, удовольствие, гедонизм, справедливость, равенство, психика, подсознание, сознание, сверхсознание, инстинкты, рефлексы, потребности, привычки, мотивы, чувства, эмоции, рассудок, разум, дух, личность, деятельность, социализация, взаимоотношения, окружения.

После изучения 1- 5  темы плана учащийся должен овладеть умениями:

·          Характеризовать ценности, являющиеся стержнем культуры, проявления добра и зла, добродетели  и порока, стыда и совести, милосердия, гедонизма и его проявлений;

·          Объяснять особенности морально – нравственных и этических принципов, господствующих в обществе на определенном этапе его развития, нравственные чувства людей и их влияние на поведение, разъяснять сущность морали и морального поведения;

·          Оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципа справедливости, основные представления о сущности справедливости  в истории и современности.

После изучения 6-8 темы плана учащийся должен овладеть умениями:

·          Характеризовать привычки людей, разъясняя их виды, мотивы действий человека, основные виды деятельности человека, основные проблемы подросткового периода;

·          Анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека;

·          Объяснять структуру человеческой психики, сущность психики как особой формы отражения действительности, сущность процесса социализации личности, взаимоотношения родителей и детей.

 

Контрольные вопросы и задания:

1.        Какие фундаментальные ценности вам известны? К каким сферам общества они относятся?

2.        Назовите основные признаки морали и дайте им краткую характеристику?

3.        Как сочетаются разумное и чувственное начала в нравственной личности?

4.        Определите основные критерии нравственного поведения.

5.        Какие моральные нормы существуют в современном обществе?

6.        Перечислите позитивные и негативные нравственные категории.

7.        Чем добродетель отличается от добра, а зло – от порока?

8.        Как понимали счастье философы и писатели разных эпох?

9.        Охарактеризуйте поведение гедониста.

10.     Проследите представление людей о справедливости с древних времен до наших дней.

11.     Как идея равенства соотносится с идеей справедливости?

12.     Как соотносится справедливость с другими добродетелями?

13.     Охарактеризуйте структуру психики человека.

14.     Почему развитие человека можно представить как процесс вытеснения природного начала социальным?

15.     Проведите различия между следующими понятиями: душа, разум, инстинкты, чувства, потребности, привычки.

16.     Почему привычки являются более  простым психическим образованием, чем мотивы? Ответ аргументируйте.

17.     Как менялись взгляды ученых и общества на проблему взаимоотношения родителей и детей?

18.     В чем заключаются особенности поведения подростков и с чем они связаны?

19.     Институт материнства и отцовства играет важную роль не только в жизни общества в целом, но и в судьбе каждого отдельного человека. Какую роль он играет в вашей жизни? Какое влияние на формирование вашей личности оказывает мать или отец? Как между ними распределяются функции воспитания, кто чем занимается?

20.     Эссе «Всеобщее равенство означает».

21.     Сочинение – рассуждение на тему «Исчезнет ли зло, если все люди станут добрыми?»