Зачет № 2, обществознание, 12 класс
Культура и духовная жизнь
Внутренний мир и социализация человека
План:
1. Этическая основа культуры.
2. Нравственные чувства и моральное поведение.
3. Нравственные категории и добродетели.
4. Счастье, удовольствие, гедонизм.
5. Справедливость и равенство.
6. Структура человеческой психики.
7. Элементы человеческой психики и сознания.
8. Влияние общества на личность.
Учебник: Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС».
Понятия и термины: культура, ценность, мораль, этика, нравственность, моральное поведение, нравственные категории, добро и зло, добродетель и порок, стыд и совесть, милосердие, долг, счастье, утилитаризм, польза, удовольствие, гедонизм, справедливость, равенство, психика, подсознание, сознание, сверхсознание, инстинкты, рефлексы, потребности, привычки, мотивы, чувства, эмоции, рассудок, разум, дух, личность, деятельность, социализация, взаимоотношения, окружения.
После изучения 1- 5 темы плана учащийся должен овладеть умениями:
· Характеризовать ценности, являющиеся стержнем культуры, проявления добра и зла, добродетели и порока, стыда и совести, милосердия, гедонизма и его проявлений;
· Объяснять особенности морально – нравственных и этических принципов, господствующих в обществе на определенном этапе его развития, нравственные чувства людей и их влияние на поведение, разъяснять сущность морали и морального поведения;
· Оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципа справедливости, основные представления о сущности справедливости в истории и современности.
После изучения 6-8 темы плана учащийся должен овладеть умениями:
· Характеризовать привычки людей, разъясняя их виды, мотивы действий человека, основные виды деятельности человека, основные проблемы подросткового периода;
· Анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека;
· Объяснять структуру человеческой психики, сущность психики как особой формы отражения действительности, сущность процесса социализации личности, взаимоотношения родителей и детей.
Контрольные вопросы и задания:
1. Какие фундаментальные ценности вам известны? К каким сферам общества они относятся?
2. Назовите основные признаки морали и дайте им краткую характеристику?
3. Как сочетаются разумное и чувственное начала в нравственной личности?
4. Определите основные критерии нравственного поведения.
5. Какие моральные нормы существуют в современном обществе?
6. Перечислите позитивные и негативные нравственные категории.
7. Чем добродетель отличается от добра, а зло – от порока?
8. Как понимали счастье философы и писатели разных эпох?
9. Охарактеризуйте поведение гедониста.
10. Проследите представление людей о справедливости с древних времен до наших дней.
11. Как идея равенства соотносится с идеей справедливости?
12. Как соотносится справедливость с другими добродетелями?
13. Охарактеризуйте структуру психики человека.
14. Почему развитие человека можно представить как процесс вытеснения природного начала социальным?
15. Проведите различия между следующими понятиями: душа, разум, инстинкты, чувства, потребности, привычки.
16. Почему привычки являются более простым психическим образованием, чем мотивы? Ответ аргументируйте.
17. Как менялись взгляды ученых и общества на проблему взаимоотношения родителей и детей?
18. В чем заключаются особенности поведения подростков и с чем они связаны?
19. Институт материнства и отцовства играет важную роль не только в жизни общества в целом, но и в судьбе каждого отдельного человека. Какую роль он играет в вашей жизни? Какое влияние на формирование вашей личности оказывает мать или отец? Как между ними распределяются функции воспитания, кто чем занимается?
20. Эссе «Всеобщее равенство означает».
21. Сочинение – рассуждение на тему «Исчезнет ли зло, если все люди станут добрыми?»