Приветствую Вас, Гость

Зачет №1, обществознание, 11 класс

Закон и право

План:

1.        Происхождение права, его формы и структура.

2.        Правосудие в современной России.

3.        Юридическая ответственность.

4.        Частное право.

Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 11 класса. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

          Понятия:  право, правовая система, прецедент, правовая норма, отрасль права, источники права, нормативный правовой акт, закон, Конституционный суд, Арбитражный суд, суд общей юрисдикции, мировой суд, истец, ответчик, присяжные заседатели, презумпция невиновности, кассация, юридическая ответственность, преступление, наказание, административная ответственность, гражданско – правовая ответственность, частное право, правоспособность, дееспособность, юридическое лицо, кодекс законов о труде.

          Контрольные вопросы:

1.        Приведите примеры правовых ситуаций, которые бы регулировались конкретной отраслью российского права.

2.        Что такое источник права? Какие их виды вам известны?

3.        Какие принципы лежат в основе российского права? Охарактеризуйте их.

4.        Опишите иерархию нормативных правовых актов. Объясните пределы их действия.

5.        Что обозначает правило: «Закон обратной силы не имеет»? Какие исключения из этого правила вам известны?

6.        Что представляет собой судебная система России?

7.        В какой суд следует обратиться в следующих правовых конфликтах:

А) если супруги делят имущество (например, машину) и требуют расторжения брака;

Б) человека незаконно уволили с работы;

В) предпринимателю недопоставили товар из фирмы «N».

8. Поясните основные принципы осуществления правосудия в России.

9. Раскройте содержание юридических терминов: иск, истец, ответчик, судебный акт, апелляция, кассация, инстанция, судебный пристав. При необходимости воспользуйтесь словарем.

10. В каких случаях исключается преступность совершенного деяния?

11. Как понять принцип презумпции невиновности, действующий в России?

12. Какие причины способствуют совершению правонарушений и какие функции выполняет юридическая ответственность в обществе?

13. За какие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет? Как вы думаете, почему?

14. Поясните особенности правового регулирования трудовых правоотношений. Что следует учесть, заключая трудовой контракт?

15. Чем отличается договорной режим регулирования имущественных отношений супругов от законного?

16. Какие особенности труда несовершеннолетних зафиксированы в Трудовом кодексе РФ?

Задание:

1.        Составьте трудовой или брачный договор и прокомментируйте, какие пункты и почему в него необходимо включить.


Зачет №2, обществознание, 11 класс

Социальная система общества

План:

1.      Социальная стратификация.

2.      Социальная мобильность.

3.      Молодежь как социальная группа.

4.      Семья как социальный институт.

5.      Демографическая политика.

Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 11 класса. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

          Понятия и термины:  стратификация, неравенство, рабство, каста, сословие, титул, класс, открытое и закрытое общество, социальный статус, мобильность, горизонтальная и вертикальная мобильность, семья, брак, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья.

  После изучения 1- 5  темы плана учащийся должен овладеть умениями:

·        Анализировать положение людей, принадлежащих к определенному социальному классу, конкретные ситуации, способствующие социальному продвижению личности;

·        Характеризовать основные виды социальной мобильности, права и обязанности супругов, родителей и детей, основные варианты добрачного поведения, особенности демографической ситуации в России, меры преодоления демографического кризиса;

·        Определять особенности молодежной культуры и субкультуры.

 

Контрольные вопросы:

1.      Опишите характерные черты сословного строя, используя примеры из истории России.

2.      В чем заключается сущность классовой системы?

3.      Какую роль в обществе играет средний класс? Почему его удельный вес  в России меньше, чем в США и Западной Европе?

4.      Проведите самостоятельный социологический анализ. В качестве объекта исследования выступят ваши родители, бабушки, дедушки, братья и сестры, вы сами. Составьте подробный статусный портрет каждого члена вашей семьи, желательно как можно подробнее.

5.      Расспросите своих родителей и старших родственников об их социальной мобильности, какую траекторию она описывала и в какие годы (взлеты и падения), какими каналами пользовались они для прохождения наверх по социальной лестнице.

6.      Какой канал социальной мобильности вы считаете самым подходящим для себя? Ответ аргументируйте.

7.      Чем различаются два понятия: семья как социальный институт и семья как малая группа?

8.      Каким образом распределяются обязанности родителей и детей в вашей семье?

Задание:

1.      Семейное, или генеалогическое, древо отображает всю совокупность родственников одного человека, восходящую по крайней мере к двум парам его дедушек и бабушек и включающую всех родственников по нисходящей линии двух пар, а также их супругов.

Постройте нисходящую, восходящую и боковую линии своего генеалогического дерева. Дайте определение этим  линиям.