Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

О проблемах функционирования вечерних школ
17.11.2011, 14:25

О ПPOБЛЕMAX ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ
от
19 мая 1998 г. 7/1

 

Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления общего среднего образования М.Р.Леонтьевой о проблемах функционирования вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Российской Федерации, коллегия отмечает, что в системе образовательных учреждений общего среднего образования Российской Федерации на начало 1997/98 учебного года работали 1718 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждении с общим охватом обучающихся  0,5 млн. человек.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» и Типовым положением вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения в настоящее время обеспечивают конституционное право на получение бесплатного основного общего и среднего (полного) общего образования различным категориям граждан, не имеющим возможности обучаться в общеобразовательных учреждениях, а также с учетом особенностей и возможностей учреждения проводят профессиональную подготовку и реализуют дополнительные образовательные программы различной направленности.

 Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения играют значительную роль в деле обеспечения социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи, являясь демократичным и доступным видом образовательного учреждения. 

В целях обеспечения права на получение образования осужденных лиц отбывающих наказание в исправительных учреждениях, действуют вечерние (сменные) общеобразовательные школы и учебно-консультационные пункты.

В период с 1985 по 1993 год проведены рационализация и сокращение сети вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений на 2745 учреждений, а обучающихся на 1,2 млн. человек, что было вызвано резким уменьшением численности учащейся работающей  молодежи, не имеющей среднего образования.

С 1993 по 1995 год продолжалось сокращение вечерних (сменных) школ вследствие сложного финансового положения не только российского образования, но и всей экономики в целом.

В последние годы основные показатели развития сети вечерних школ стабилизировались. В то же время материально-техническая база, оборудование и оснащение вечерних школ находятся в состоянии кризиса. Только 54% шкал располагаются в собственных помещениях, многие школы не имеют соответствующих санитарно-гигиенических условий для обучения. Дефицит помещений приводит к тому, что на одного обучающегося приходится 1,8 кв.метра, при санитарной норме 2,5 кв.метра.

Значительные изменения претерпел контингент обучающихся в вечерних школах. Если до 1993 года в них обучалась только работающая молодежь (от 16 лет), то в настоящее время возрастной ценз обучающихся приблизился к возрасту учащихся дневных общеобразовательных школ.

Конституционное установление обязательного основного общего образования (9-летнее образование), реформирование системы образования, создавшее разнообразие видов и форм получения общего среднего образования, появление законодательной возможности трудиться с 14 лет, принятие нового Типового положения о вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях создало основу для последующего образования и самообразования, осознанного выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося в данном виде общеобразовательных учреждений.

В настоящее время в вечерних (сменных) школах около 30%'; учащихся в возрасте 15 лет и моложе, 45% 16 7 лет, 24% 18 — 4 29 лет, 1,3% составляют обучающиеся старше 30 лет…

     Учитывая  позитивное значение вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений в создании разнообразных условий для получения образования всеми желающими, как работающими, так и не работающими, необходимость принятия мер по поддержке и развитию этого вида образовательных учреждений, а также обеспечению социальной, психолого-педагогической коррекции, реабилитации и социальной помощи подросткам, попавшим в сложные жизненные ситуации, коллегия решила:

1. Принять к сведению информацию о состоянии вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Российской Федерации, отметив необходимость дальнейшего сохранения и развития этого социально значимого вида общеобразовательных учреждений для обеспечения конституционного права граждан на получение основания.

2. Просить Президиум Российской академии образования: 2.1.Разработать в 1998 году программу научных исследований по проблемам вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений.

2.2. Разработать в 1 квартале 1999 года концепцию содержания и примерных образовательных программ вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений для различных организационных форм обучения с учетом специфики контингента.

3. Управлению общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой): 3.1. Совместно с Управлением книгоиздания, библиотек и информационно-методического обеспечения (А.И.Голосовым) и другими заинтересованными подразделениями подготовить и издать в 1999 2000 гг. серию учебно-методических пособий по проблемам организации и содержания образовательного процесса в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.

3.2. Совместно с Управлением начального профессионального образования  (E.Я.Бутко) разработать в III квартале 1999 года примерные программы профессиональной подготовки обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.

33. Подготовить и провести в 1999 году научно-практическую конференцию «О проблемах функционирования вечерних (сменных), общеобразовательных учреждений».

4. Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Э.М.Никитину):

4.1. Подготовить и представить план и программу курсов повышения квалификации педагогических работников вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений.

4.2. В течение 1998/99 учебного года провести серию курсов повышения квалификации руководителей вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, в том числе руководителей школ и: исправительных учреждений МВД России.

4.3. Разработать до 1 сентября 1998 года учебно-методические программы повышения квалификации педагогических работников вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений для институтов повышения квалификации работников образования и направить их в региональные органы управления образованием.

5. Рекомендовать руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации:

5.1. Принять необходимые меры по сохранению и развитию сети вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений.

5.2. Организовать курсы повышения квалификации руководящих и педагогических работников вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений с учетом изменения контингента обучающихся и различных форм обучения.

5.3. Оказывать всемерную поддержку работникам вечерних (сменных) общеобразовательных школ в учреждениях исполнения наказаний МВД России в вопросах финансирования, методического обеспечения и повышения квалификации кадров, обратить внимание социально-психологических служб на решение проблем вечерних школ.

5.4. Совместно с органами социальной защиты населения способствовать обеспечению учащихся вечерних (сменных) общеобразовательных школ льготами по оплате проезда и питания, а также выплате ежемесячных государственных пособий гражданам, имеющим детей, не достигших 18 лет.

6. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя министра В.А. Болотова.

 

                                                                         Первый заместителя» министра 3ЖУРАКОВСКИЙ

(Полный текст см. Вестник образования, официальное справочно-информационное издание Министерства общего и профессионального образования России, №9, сентябрь 1998 г. с.21-27)

 

 

                  

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: vsch2inza
Просмотров: 1526 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/21
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: