Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Архитектурный роман

    Любое полноценное и настоящее произведение архитектуры или целостного градостроительного ансамбля роднит с произведением литературы прежде всего художественный образ. В этом отношении городу Симбирску повезло, так как в честь 100-летия со дня рождения писателя Ивана Александровича Гончарова (1812—1891) на самом престижном месте — бульваре Новый Венец в 1913—1916 гг. возводится в его честь Дом-памятник — "Музей и библиотека имени И. А. Гончарова.”

    Но любой литературный роман строится на взаимоотношениях нескольких главных и второстепенных героев, каждый из которых соответствует тому или иному художественному образу, воплощающему в себе тот или иной идеал, характер, психологический тип, систему мировоззрения и т. д. Оказывается, что художественный образ в разных вариациях, сочетаниях, с определенной исторической и современной окраской, идейным и тематическим содержанием также присущ и архитектурным объектам, что порой превращает их в настоящий "Архитектурный роман”. Дом-памятник И. А. Гончарову, так назывался он в период проектирования и сооружения, Гончаровский мемориал — как мы величаем его по сложившейся современной традиции возвеличивать выдающиеся произведения архитектуры, с самого начала возникновения замысла, разработки двух конкурсных проектов ассоциировался с романом "Обрыв”, его основным назначением, как просветительского учреждения и с важнейшим звеном в архитектурном ансамбле Венца, формирующим "Парадный фасад” города со стороны Волги.

    Архитектурное произведение представляет собой сочетание техники и искусства. Нам известны как все строительные материалы, так и имена мастеров, принимавших участие в сооружении Гончаровского мемориала. Но самый значительный интерес представляет вся история формирования и создания как художественных образов, так и их синтеза во всем объемно-пространственном и поверхностно-пластическом облике Гончаровского мемориала, в котором размещаются областные Краеведческий и Художественный музеи.

    Прежде всего немного истории. Впервые на Волге в Саратове по инициативе родного внука А. Н. Радищева — профессора живописи А. П. Боголюбова в 1885 г. возводится и основывается Художественный музей имени А. Н. Радищева. В начале XX века в г. Уфе сооружается Дом-памятник писателю С. Т. Аксакову, известный ныне Башкирский государственный театр оперы и балета. Дом-памятник И. А. Гончарову в этом ряду становится третьим. Опыт двух предыдущих зданий максимально учитывается при возникновении замысла и его реализации в Симбирском Доме-памятнике. Так, губернатор Симбирска А. С. Ключарев до этого события являлся губернатором Уфы, был председателем и главным вдохновителем комитета по устройству Аксаковского дома. Архитектор Август Августович Шодэ специально был командирован из Симбирска в Саратов для изучения особенностей архитектуры и функционирования музея имени А. Н. Радищева.

   В самом Симбирске было проведено два конкурса на составление проекта Дома-памятника И. А. Гончарову в 1911 и 1912 гг. На первый конкурс были представлены проекты под девизами: "Акротер”, "Два Витязя”, "Бог помощь”, "Венок”, "Орел”, "Синий квадрат” и "Обрыв”. На второй конкурс пришли проекты с девизами: "В+А”, "Монумент”, "Пальметка”, "День” и др.

    Все проекты обоих конкурсов были отклонены из-за всевозможных недостатков, однако, в некоторых из них были отмечены и многие положительные стороны, как, например, в "Акротере”. Отчаявшись получить хороший проект посредством конкурсов комиссия принимает решение поручить одному из местных талантливых архитекторов, не принимавших участие в этих конкурсах, разработать "...в месячный срок представить проекты фасадов и планов Гончаровского дома...”1

   Не прошло и месяца, как 7 января 1913 г. А. А. Шодэ представил на рассмотрение комиссии готовый проект, который полностью отвечал заданной программе, имел выразительные с архитектурно-художественной точки зрения фасады и планы, чем произвел хорошее впечатление на членов комиссии, был одобрен и принят ею для дальнейшего строительства. Следует отметить, что на удачное решение проекта повлияло знакомство автора с материалами проектов проведенных конкурсов, знание их слабых и сильных сторон. Главное же заключалось в том, что А. А. Шодэ, как местный архитектор, хорошо знал и чувствовал специфику города Симбирска со всей окружающей участок строительства городской и природной средой и, что не менее важно, жил в атмосфере родного города Гончарова, отдельные произведения которого, включая "Обрыв”, были связаны с самим городом. По его проектам уже были построены такие известные здания, как Беседка-ротонда в Винновской роще, Банк на ул. Гончарова, ныне Кукольный театр, Дом купца Сачкова, в котором на ул. Л. Толстого размещается епархиальное управление области, Кирха — лютеранская церковь на ул. Московской (ныне Ленина).

   Но вернемся к Дому-памятнику И. А. Гончарову. Весь секрет и все обаяние этого сооружения раскрываются в сочетании его изумительных архитектурно-художественных образов. Прежде всего, это фрагмент главного фасада — парадный вход, который на высоту двух этажей и выше крыш двух боковых крыльев представлен монументальной Триумфальной Аркой. К сожалению, в свое время из-за первой мировой войны, а затем Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войны не удалось полностью осуществить замысел проекта, согласно которому Триумфальная Арка должна быть дополнена скульптурами и в том числе бюстом И. А. Гончарова на выступе балкона второго этажа по центральной вертикальной оси этой арки.

   Дело в том, что триумфальные арки начали возводить еще в I веке нашей эры в Древнем Риме в честь того или иного императора или полководца, как правило, в ознаменование побед. Ныне нет ни одной столицы какого-либо государства в Западной и Восточной Европе, в которой не имелось бы одной или нескольких триумфальных арок. Отличие Триумфальной Арки Дома-памятника И. А. Гончарову от большинства этих арок, и это особенно следует подчеркнуть, заключалось в том, что она возведена не в честь воинской славы и побед на суше или на море, а в честь Триумфа Творчества писателя. Если учесть все мотивы неосуществленных скульптурных горельефов на лицевых гранях пилонов арки, посвященных архитектуре, литературе, живописи, музыке, театру, скульптуре и т. д., то значение Идеи Триумфа Творчества становится еще величественнее, так как адресовано всему обществу. В таком качестве Идея Триумфа Творчества значительно опережала свое время, она особенно созвучна нашей эпохе и проектируется в будущее.

   Архитектуру значительных общественных сооружений всегда считали выразительницей передовых идей общества. Дом-памятник И. А. Гончарову занимает достойное место в формировании высоких идеалов личности в качестве образца уникального архитектурно-художественного произведения, одного из самых примечательных историко-культурных памятников города. Как в старом Симбирске, так и в современном Ульяновске сложилась устойчивая местная традиция, которая позволяет провести сравнение ее с другими городами не только на территории России, но и в мировом масштабе. Это мемориальная традиция города, согласно которой возводятся, как правило, не отдельные монументы, обелиски и т. д., а целые мемориальные ансамбли архитектурных сооружений со скульптурами, площадями и зелеными насаждениями.

   Достаточно напомнить Храм-памятник победы над французами в 1812 году — это знаменитый Троицкий собор, построенный в 1827—1841 гг. Затем передовой общественностью Симбирска, в 1834 г. был подготовлен проект "Карамзинского Мемориала”, но не реализован из-за отказа правительства. Однако в 1924 г., спустя 90 лет, эта идея нашла воплощение в Дворце Книги, открытом в бывшем здании Дворянского Собрания. Наконец, в 1970 г. завершается сооружение Ленинского Мемориала.

  Еще больше значительность Дома-памятника И. А. Гончарову, вся его оригинальность обнаруживаются при полном "прочтении” проекта. Речь идет о трехъярусной скульптурной композиции, располагавшейся в трех уровнях Триумфальной Арки. Над аркой по ее краям предусмотрена проектом установка двух скульптурных групп: слева богиня покровительства ремесел и просвещения Минерва держит венок над головой девушки, сидящей за ручным прядильным станком; справа такая же богиня венчает сидящего юношу с раскрытой книгой в руках. Эта скульптурная композиция символизирует творческие достижения, получаемые как на производстве, так и посредством просвещения. Прядильный станок имел более широкое значение, знаменующее преимущественное развитие в губернии текстильной промышленности. Даже самые крупные из всех пожертвований на сооружение Дома-памятника И. А. Гончарову внес местный фабрикант, владелец Измайловской суконной фабрики Николай Яковлевич Шатров.

  Нижний ярус включал две скульптуры в полный рост, которые предусматривалось установить в арочных нишах обоих пилонов Триумфальной Арки первого этажа. Ввиду того, что при разработке конкурсных проектов и обсуждении самого замысла сооружения Дома-памятника часто упоминался роман "Обрыв”, то мы склонны считать, что одна фигура олицетворяет Веру, а другая — Марка Волохова. Основное содержание романа в части взаимоотношений Марка и Веры связано не только с тем, что они встречались в беседке у обрыва, но и с разницей их взглядов на любовь и образование семьи, что привело их в результате к разрыву всех взаимоотношений. Вере не удалось убедить Марка в том, что в основе их взаимоотношений ключевой должна быть высокая нравственная красота.

   Если осмыслить одновременно все три яруса скульптурной композиции с бюстом И. А. Гончарова в центре среднего яруса, то подобно песочным часам образуются два равнобедренных треугольника, вершины которых сходятся на бюсте писателя, символизируя восхождение к верхнему и нисхождение к нижнему ярусам. Восходя к народному творчеству, писатель получает необходимый источник для своего творчества, а нисходя до своих героев, он создает яркие образы героев романа.

    Соглашаясь с исследованиями В. А. Недзвецкого, который выявляет в целом ряде романов писателя основную концепцию "Любовь спасет мир”2 (вспомним почти одновременно сформулированную Ф. М. Достоевским концепцию — "Красота спасет мир”) и основываясь на неизвестном широкой общественности анализе архитектурно-художественного образа Дома-памятника И. А. Гончарову в Симбирске (ныне г. Ульяновск)3 мы можем предложить в дополнение еще одну концепцию, а именно — "Творчество спасет мир”.

   В этом отношении интересно раскрывается композиционное сочетание между собой Триумфальной Арки и третьего этажа круглой в плане угловой башни, красиво завершенной полуовальным куполом со стройным шпилем. Декорированная дорическими пилястрами в качестве изобразительной ордерной системы башня в своей верхней части треть его этажа служит иллюзорным и уместным символом беседки-ротонды, ориентированной на бульвар Новый Венец, ниспадающую кромку живописного волжского косогора и изумительную панораму Волги с Заволжскими далями.

   Кстати, ни в одном романе И. А. Гончарова нет столь значительного художественного образа Триумфальной Арки и в то же время в Доме-памятнике его имени она порождена его произведениями. Тот факт, что эта арка композиционно вкомпанована в главный фасад ниже башни с ее иллюзорным изображением беседки-ротонды, говорит о первичности образа беседки, как центрального объекта романа "Обрыв”.

   Вот теперь становится понятным сочетание башни-беседки с Триумфальной Аркой: от пассивного созерцания в такой беседке всего несколько шагов до активной и мощной жизненной позиции, выраженной архитектурно-художественным образом Триумфальной Арки. Кстати, оформляя главный вход, такая арка обладает доминирующим фактором в части не только своей монументальности, но и привлекательности для посетителей, невольно приглашая всех войти в это здание.

   Труд архитекторов всегда созидательный. Три качества, известные с I века нашей эры: Польза, Прочность и Красота, названные по имени древнеримского зодчего Витрувия — витрувианская триада, сопутствуют 2000-летней истории культуры всех народов мира. Во времена недостатка средств, что чаще всего вызывается разными разорительными войнами, неурожаями и т. д., действуют только два первых качества. Однако, очень многое зависит от культуры авторов проектов, заказчиков и подрядчиков.

    Дом-памятник И. А. Гончарову в нашем городе служит наглядным примером того, как в нелегкие времена возводились шедевры, покоряющие великолепием жителей, многочисленных гостей города и почитателей творчества писателя-романиста, особенно своим изумительным и оригинальным архитектурно-художественным образом, символизирующим гармонию природы и камня.

   В современных условиях, когда раскрыто богатейшее идейно-образное значение скульптурной композиции главного фасада, создаются благоприятные условия для его реализации. Это задача вполне по плечу настоящему поколению.

   Пожалуй, главным законом жизни, формирующим высокие личные качества каждого человека, становится не закон накопления энергии по примеру И. И. Обломова и не закон экономии энергии как у ряда других персонажей романов И. А. Гончарова, а закон разумного расходования активной творческой энергии, что доказано всей историей создания Дома-памятника И. А. Гончарову.

Примечания

1 Отчет Симбирской губернской ученой архивной комиссии за 1912 г. Заседание 69.

2 Гончаров И. А.: Материалы юбилейной гончаровской конференции 1987. — Ульяновск: Симбирская книга, 1992. С. 26.

3 Аржанцев Б. В., Митропольская М. Г. Архитектурная летопись Симбирска второй пол. XVII — начала XX вв. — Ульяновск: Симб. книга, 1994. С. 155—165.

http://goncharov.lit-info.ru/goncharov/articles/arzhancev-arhitekturnyj-roman.htm

 Аржанцев Б. В. Архитектурный роман // И. А. Гончаров: Материалы Международной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения И. А. Гончарова / Сост. М. Б. Жданова и др. Ульяновск: ГУП «Обл. тип. "Печатный двор"», 1998. — С. 296—301.

Категория: Мои статьи | Добавил: vsch2inza (02.05.2012)
Просмотров: 917 | Рейтинг: 5.0/13
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: