Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

КАК СТРАНА СОВЕТОВ ЛИКВИДИРОВАЛА НЕГРАМОТНОСТЬ

 В середине 19 века грамотными в России были 6 процентов населения. Поэтому после отмены крепостного права вопрос о всеобщем начальном обучении постоянно ставился на земских собраниях.

Чтобы приобщить людей к знаниям, создавались церковно-приходские школы, в которых крестьянские дети могли учиться в течение одного или двух лет, бесплатные гимназии, существовавшие на частные пожертвования. Издавались народные азбуки,  вроде «Копейки», названной так потому, что стоила она всего одну копейку. Широкую популярность в стране получили представленные на выставке «Золотая азбука» с текстами молитв, заповедей, духовно-нравственных рассказов, и «Родное слово» Ушинского (первое издание – 1864 год).

Однако все это не решало проблемы. Итоги Первой  Всероссийской переписи населения в 1897 году показали, что только 21 процент населения умеет читать, а значит, закончили начальную школу. Хотя по сравнению с серединой 19 века общий уровень грамотности вырос в три раза, России было далеко до стран Западной Европы.

В 1911 году Государственная Дума приняла финансовый план всеобщего обучения, согласно которому материальная база для всеобщего начального образования должна быть подготовлена в 1920-х годах.

И, тем не менее, в 1917 году в стране две трети населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение в деревне, где 80 процентов крестьян оставались неграмотными, и в национальных окраинах, где неграмотные составляли 99,5 процентов населения. Как строить коммунизм, когда рабочий класс неграмотен?  26 декабря 1919 года Ленин подписал Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения», в котором было провозглашено: «1) Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучиться грамоте на родном или русском языке, по желанию... 3) ...привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны,.. с оплатою их труда по нормам работников Просвещения. 4) К... участию в работах по ликвидации неграмотности привлекаются все организации: профсоюзы, местные ячейки РКП, союз коммунистической молодежи, комиссии по работе среди женщин и проч. 5) Обучающимся грамоте... рабочий день сокращается на два часа на все время обучения, с сохранением заработной платы. 6) Для ликвидации неграмотности... использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах, в советских учреждениях».

Как выполнить такой Декрет в стране, где шла гражданская война, где было холодно, голодно, не хватало учителей, помещений для учебы, не было даже достаточного количества бумаги и письменных принадлежностей? Н.К. Крупская вспоминала, что тогда «карандаши чинили топором, писали при лучине». Чернила делали из свеклы, сажи, писали на плакатах, четвертушках бумаги, углем на побеленных стенах.

В стране был установлен «военный коммунизм», и вопросы решались очень жестко. Уклоняющиеся от установленных Декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекались к уголовной ответственности.

Для пропаганды знаний стали использовать мощные идеологические средства. На стенах домов, витринах магазинов и даже мостовых появились лозунги: «Без грамоты – сколько срама-то!», «Безграмотность – родная сестра разрухи», «Стройте школы – не будет тюрем».

Старые педагоги противились политизации образования, не хотели работать в советской школе. И действительно, азбуки и буквари пестрели терминами «партия», «Ленин», «колхоз», «кулак». «Жатву мы сберем ликуя. Нет помещика буржуя!» «Звезды сиянье ярко-красной – знак жизни новой и прекрасной!» «Рабочий свергнул гнет царизма, у врат стоим мы коммунизма». «Попы и кулачье, воюя с беднотой, Берут не силою, так черной клеветой. Чтоб мироедам всем дать правильный ответ, Узнайте правду всю из книжек и газет». В ситуации гражданской войны без пропагандистского пафоса победить было невозможно, но старых спецов еще надо было в этом убедить. Кроме того, был брошен лозунг: «Товарищ! Обучи хоть одного неграмотного! Этим ты поможешь убить разруху!», «Пусть каждый грамотный ликвидирует неграмотность сорока человек!». Учителя занимались утром с детьми, а вечером - со взрослыми. Позднее к ним подключились студенты и грамотные школьники, обучая грамоте   родителей, дедушек и бабушек.

Как же было построено начальное образование для взрослых? Организовывались школы для взрослых («Конечной целью трехмесячных занятий в школе взрослых является усвоение учащимися навыков к гладкому чтению газет и брошюр, к опрятному письму и простейшим операциям над числами в пределах тысячи»), школы грамоты, пункты ликвидации неграмотности («ликпункты»). Продолжением ликпункта стали избы-читальни, народные дома, школы для взрослых повышенного типа.

Декрет возлагал работу по обучению на Наркомпрос. Важнейшую роль в ликвидации неграмотности сыграла Надежда Константиновна Крупская. Практическая сторона реализации Декрета, начиная от учебных пособий и заканчивая выбиванием средств на нужды ликбеза, легла на ее плечи.

Но, думается, не только Крупская – на всех этажах системы просвещения, всюду на местах возникали оригинальные решения этой государственной проблемы.

Поскольку население могло обучаться грамоте на национальном языке, в стране только в 1922 году был издан миллион учебников на украинской мове. На выставке они расположились рядом с глобусом для школьников Латвии, географические названия на котором  написаны на латышском языке.

Облегчить доступ к знаниям стремились каждому. Мы видим газету-букварь, букварь для взрослых «Долой неграмотность!», букварь для железнодорожников, букварь для сельскохозяйственных и лесных рабочих.

Всесоюзная перепись населения 1939 года показала, что количество грамотных в стране возросло до 87 процентов. Таким образом, накануне военных испытаний задача достижения всеобщей грамотности была выполнена.

Так возвышали разум человека до просвещенного научного сознания. А сейчас настойчиво, не обращая внимание на протесты, пропагандируют астрологию, мистику, насильственно погружают население во мрак полусознательного мифологического сознания. Падает общий культурный уровень в стране.

По подсчетам МВД, в России более 700 тысяч детей-сирот, 2 миллионов неграмотных подростков.

Проблема неграмотности взрослого населения России обостряется в связи с ростом числа мигрантов из других республик, которые плохо владеют русским языком. В нашей стране не существует центров обучения грамоте для взрослых. Поэтому растет число людей, которые не способны   написать заявление, определить маршрут по карте, помочь собственному ребенку выполнить домашнее задание - то есть решать элементарные задачи своей повседневной жизни. Ценный опыт, который был создан в стране в 1920-30 годах, может быть использован для решения этих проблем. Было бы желание.

Автор статьи: Ольга Жигарькова

См. статью полностью: "Психологическая газета:Мы и Мир" (№11(159)2009)

Категория: Мои статьи | Добавил: vsch2inza (28.01.2012)
Просмотров: 997 | Рейтинг: 5.0/19
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: