Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Потенциал вечерней школы

Инновационный фонтан

   Попытаемся хотя бы перечислить те социальные и дидактические ценности, которые впитал в себя этот тип общеобразовательного учреждения, изначально называвшийся вечерней школой для взрослых, потом школой рабочей и сельской молодежи, а сегодня собирающий преимущественно безработных подростков. Обратимся к источникам информации, наиболее глубоко, объективно и оперативно фиксирующим состояние проблемы, - к страницам журнала «Открытая школа» (бывший журнал «Вечерняя средняя школа») и тезисам научно-практических конференций Научно-исследовательского института образования взрослых РАО. Листаем страницу за страницей, и перед нами встает нечто вроде инновационного фонтана поражающей мощности.

   Только в последние годы возникли и утвердились: 
• Модели вечерней школы, предложенные лабораторией Г. Д. Глейзера, т. е. «реальное училище» (Москва, ВСШ №40) и «школа первой профессии» (Ханты-Мансийский автономный округ). 
• Открытая сменная школа как логическое развитие Центра образования (Ульяновск). 
• Школа комфортного обучения (Удмуртия). 
• Школа - социальный приют: отделения и классы социально-педагогической поддержки (Самара). 
• Школа конкурентоспособной личности (Санкт-Петербург, ВСШ № 8) 
• Профподготовка вечерников на базе ПТУ (Рязань). 
• Классы компенсирующего обучения, профильные и гуманитарные классы в школе взрослых (Лужская ВСШ). 
• Экологическое образование (Санкт-Петербург). 
• Совместная работа с негосударственными образовательными учреждениями - Центром довузовской подготовки и Центром-колледжем (Москва). 
• Школа подготовки к жизни на свободе (Екатеринбург, ВСШ при ИТУ).

    И это лишь малая часть того, что уже реализовано, причем не в отдельно взятых школах, а в массовом опыте. Школы, названные выше, отличаются, пожалуй, лишь тягой к теории, умением и желанием анализировать ситуацию, ставить эксперимент, осмысливать и описывать его ход и результаты. Следует отметить, что на практике для множества школ взрослых, под какой бы специфической вывеской они ни выступали, характерно использование широкого веера организационных, дидактических и социальных инноваций. В той или иной мере каждая из них является открытым полипрофильным разноуровневым учреждением общего и профессионального образования с функцией социальной коррекции и поддержки учащихся разных возрастов.

   В социально-философском и психологическом планах весьма интересен парадокс, определяющий социальную сущность и функцию этой школы: собирая людей, чьи образовательные права нарушены мыслимыми и немыслимыми способами, она именно этим предоставляет не доступные для других типов школ индивидуально-личностные возможности (следовательно - права!) в сфере образовательной деятельности.

   Практически только в стенах этого типа школ сегодня ученик вместе с учителем и родителями выбирает и реализует удобный для себя способ образовательной деятельности, получивший в последнее время название «индивидуальной образовательной траектории». Проще говоря, для каждой конкретной личности подбирается вариант образования, соответствующий ее специфике по спектру дисциплин, содержанию, глубине и уровню его освоения, темпу учебной деятельности, формам обучения, вплоть до заочного, дистантного и экстерната.

   Через дидактическое и воспитательное сито

   В этом смысле вполне характерна и даже типична открытая сменная общеобразовательная школа № 4 г. Ульяновска, ближе всего знакомая автору.

   Большая часть поступающих учащихся независимо от предъявленных документов об образовании проходят через дидактическое и воспитательное сито семестрового обучения. Здесь выявляется дидактическая запущенность, корректируется подготовка и восстанавливаются учебные навыки и учебная мотивация. Мы видим, как повышается самооценка личности и приобретается опыт самостоятельной образовательной деятельности.

   Параллельно желающие через факультативы, кружки, уроки труда получают дополнительное образование допрофессионального и общекультурного характера. Переходя в старшие классы, они могут выбрать для себя обычные для «вечерки» три года обучения или пойти в ускоренные двухгодичные классы. В обоих случаях учащиеся имеют возможность изучения ряда предметов. дополнительных к типовому учебному плану вечерней школы, и получения разноуровневой подготовки по всем или по избранным предметам. Кроме того, желающие (и успевающие!) учащиеся ускоренного класса со второго полугодия могут параллельно заниматься в группе экстернов и благодаря этому получить общее среднее образование не за три года, характерных для вечерки, и не за два - как в дневной или ускоренных классах, а за один учебный год. Вместе с общим образованием свыше трех четвертей учащихся получают профессиональную подготовку (иногда по нескольким профессиям) через занятия в межшкольном учебно-производственном комбинате, на курсах дополнительного образования при школе как платных, так н бесплатных (за счет часов трудовой подготовки). При этом обучение может быть очным (дневным, вечерним, сменным), очно-заочным. а также в форме экстерната (по любому предмету, на любом уровне, за отдельный класс, всю основную или среднюю школу).

   В коллективе школы начата проработка научно-методического и организационного обеспечения параллельного обучения старшеклассников на младшем курсе техникума, проблем дистанционного обучения, специфики образовательной деятельности приютских детей.

   Словом, как ни в какой другой школе, наши учащиеся имеют возможность учиться по максимуму или минимуму, быстро или долго, в коллективе или в одиночку, очно или заочно, и к тому же походу учебного процесса менять характер учебной деятельности, отбирая для себя наиболее эффективные формы. Степень свободы такого выбора субъективно ограничивается лишь мерой уверенности педагогов в ответственности учащегося за последствия своего выбора. А мера эта - дело педагогического мастерства коллектива.

      Свой путь

    Однако самой прекрасной форме учебного процесса должны соответствовать наполняющие ее адекватные педагогические технологии. Как же в нынешней «вечерке» обстоит дело с педтехнологиями? Прежде всего отметим, что на страницах «Открытой школы» - главного репрезентанта инноваций в сфере общего образования взрослых - мы не видим многих модных сегодня в дневной школе технологий, широко представленных другими методическими журналами. Это по крайней мере означает, что инновационный поиск «вечерки» специфичен и не является каким-то отражением, заимствованием творчества других типов школ, традиционно более престижных и авторитетных в общественном мнении. Школа взрослых явно идет своим путем, хотя основные идеи носятся в воздухе и перекличка в какой-то мере неизбежна.

    Снова полистаем номера журнала «Открытая школа» хотя бы за два последних года и выпишем попадающиеся на глаза упоминания о поисках в сфере технологической конкретики. Выписываем: 
• зачеты и контрольные работы с уровневой дифференциацией: 
• тестирование «на входе», текущее и итоговое: 
• самореализация личности через образовательную деятельность, личностно-ориентированное обучение: 
• интегрированные уроки: 
• матричный метод опроса: 
• иностранный язык в бизнес-классе, математика в профильном классе, индивидуализация учебной программы применительно к профессии учащегося. А вот спецкурсы: «Познай себя», «Я и моя семья», «Основы жизненного самоопределения», «Я и право», «Компьютер в жизни делового человека», «Киноискусство XX века», «Бизнес и карьера».

   Перекликаясь в ценностных позициях и культурологических ориентациях с коллегами из других типов школ, школа взрослых идет собственным путем. При этом в аспектах многообразия форм обучения, в разработке разнотемпового обучения, в проблемах обеспечения индивидуальной образовательной траектории и некоторых других она явно идет впереди, несколько смущаясь от непривычной позиции лидера.

     Заглядывая в будущее

   Однако выйти вперед в науке означает прежде всего увидеть в большей сложности и полноте новые проблемы, и уже с иных позиций оценить наработанное и привычное. Есть ли что сказать вечерней школе в этом отношении? Какие перспективы раскрываются для нее? Заглядывая в будущее, прежде всего следует постоянно помнить, что главным стержнем этой школы были и есть все-таки не инновации, а старый добрый индивидуальный подход к ученику, оптимистическое прогнозирование его поведения и деятельности, его успехов, доброжелательное, уважительное и ободряющее отношение педагогов, кропотливая работа по склеиванию остатков знаний, умений, мотиваций в нечто дидактически значимое, обеспечивающее постепенную реабилитацию учения и школы в глазах ученика и, как следствие, - пересмотр и повышение самооценки личности. И нет основания полагать, что все это сколько-нибудь потеряет свою значимость под напором инновационных процессов. Все как раз наоборот: позитивные результаты любого экспериментаторства возможны исключительно на фоне такой щадящей и восстанавливающей педагогики, которая традиционно присуща вечерней школе и сохранение которой представляется проблемой наибольшей значимости и в будущем.

  Второй проблемой педагогов-практиков, методистов и теоретиков образования взрослых нам представляется - с учетом резкого омоложения школьного контингента - структурирование свободного времени учащихся. Школе, в которой почти каждый третий взят милицией на учет, пора изыскивать способы и приемы борьбы за свободное время учащихся, способствующие переключению подростков и юношей с их взрывоопасной энергией из сферы социально опасной деятельности на все, что может привлекать молодых и не противоречит интересам общества. Углубленное, расширенное и дополнительное образование как-то решает часть этой непростой проблемы, но касается лишь наиболее социализировавшейся части учащихся, оставляя в стороне главных потенциальных «нарушителей спокойствия».

   Начинать здесь придется, по-видимому, с серьезной и основательной постановки вопроса: что дороже обойдется государству - занять эту часть молодежи каким-либо полезным или хотя бы безвредным делом или отдать ее свободное время во владение лидерам с антисоциальными установками, опытом и интересами? Попутно придется решать задачу переориентации учительского менталитета на специфику работы с учащимися более младших возрастов. В качестве третьей проблемы и опять-таки с учетом омоложения контингента учащихся следует поставить переход от нынешнего в основном механического соединения общего образования и профподготовки к их органической интеграции. Необходимо создавать в школе единое образовательное пространство для общего и профессионального образования, координировать программы и учебные планы, усиливая профессионально значимую часть общего образования, выводя на обзорное изучение предметы, темы и разделы профессионально малозначимые, вводя новые, способствующие становлению конкурентоспособной личности, расширяющие возможности социализации.

    И еще немаловажная проблема: де-факто школа приняла на себя коррекционно-развивающие функции, а де-юре планируется как учреждение второсортного, урезанного образования. Сегодня явно необходимо как снизу, так и сверху уточнить, осмыслить, описать и довести до официального признания новые грани статуса школы, определив ее как открытую разновозрастную с социально-корректирующими функциями. Все это необходимо отразить в нормативах, штатах, учебных планах и т.п. Причем при этом следует избежать превращения ее в разновидность вспомогательной школы! Она одновременно должна обеспечивать для одних учащихся полноценную по времени и качеству коррекцию дидактической и социальной запущенности, для других - норму обучения в традиционных рамках вечерней школы, для третьих- образование, максимально приближенное к условиям и требованиям дневной школы, т.е. обеспечивающее реальные возможности продолжения обучения, и для всех - умножение возможностей социализации личности после школы и во время обучения в ней.

    Последняя просматривающаяся сегодня проблема - это изучение возможностей и технологии раннего отслеживания и нетравмирующего, щадящего психику подростка перевода (добровольного перехода!) учащихся, плохо ладящих с дневной школой, в школу взрослых. Почти что обязательная сегодня психическая травма образованием - это непозволительная впредь роскошь дидактической несостоятельности, разлагающая педагогический процесс в дневной школе, отравляющая его в вечерней, деструктивно действующая на саму личность в опасной поре ее начального становления. Мы уверены, что способы ее смягчения, а потом и преодоления. могут и должны быть найдены.

   Дневная и вечерняя школы издавна связаны меж собою подобием закона сохранения энергии: если в одном месте контингент учащихся сокращается, то в другом он начинает прибывать. «Вечерка» и возникла как образовательная подсистема в лихолетье военных и первых послевоенных лет, опустошивших дневную школу. А вот в апогее обязательного среднего всеобуча она была подвергнута острейшей критике, за которой последовал сокрушительный разгром. Сегодня дневная школа сократила свои старшие классы, увеличивает явный и скрытый отсев из профильных, специализированных и обычных классов. Уменьшают набор техникумы и профтехучилища. Так что сегодня можно смело прогнозировать по крайней мере стабильное существование вечерней школы на ближайший ряд лет. Фактически же ей явно следует готовиться к приему возрастающего потока учащихся самых разных возрастов. Если, конечно, не случится какого-нибудь административного решения, строго, вопреки разуму и Конституции, обязывающего вновь закрепостить ученика в дневной школе. (журнал "Директор школы" 1998.  № 8. С. 69-76.)

 см. по ссылке: http://www.ecsocman.edu.ru/text/18325579/ Федеральный образовательный портал






Категория: Мои статьи | Добавил: vsch2inza (25.09.2011)
Просмотров: 2338 | Рейтинг: 5.0/14
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: