Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Школа взрослых и классно-урочная система
    Все типы общеобразовательных школ объединяет их принадлежность классно-урочной системе. Этим же фактом определяется и содержание педагогического образования: все студенты получают одинаковую подготовку для профессиональной деятельности в рамках именно этой системы. Различия связаны лишь с предметом преподавания или возрастом учащихся (учитель начальных классов).

   При этом любая частная дидактика (скажем, методика преподавания физики, физкультуры, литературы и т.п.) еще глубже вводит будущего учителя в мир урока, как основной образовательной единицы и основной формы обучения. Поэтому выпускники педагогических вузов одинаково успешно работают в школах любого типа – общеобразовательных и профильных гимназиях, лицеях и колледжах, профильных и обычных школах. (Исключение составляют лишь школы коррекционные, имеющие дело с аномалией психофизиологического развития ребенка, и требующие очень глубокой специфической подготовки. И такая подготовка обеспечивается специализированными вузами).

  Школа взрослых в ряду общеобразовательных учреждений занимает особое место. Классно-урочная система – основа организации, структурирования содержания и методики общего образования – нарушается в ней почти в каждом элементе. Первое отступление – это нарушение возрастного принципа формирования группы обучения. Второе – это полифония организационных форм обучения – дневное, вечернее, сменное, очное, очно-заочное, заочное, экстернат, параллельное обучение (к примеру, очное в предвыпускном  классе и экстернат за выпускной).

  Что же касается специфического варианта семестровой формы обучения, то там школа взрослых нарушает первейший из канонов классно-урочной системы и на значительный период (семестр) может собирать в одной учебной группе учащихся разных сроков обучения. По итогам такого обучения учащиеся будут распределены по учебным потокам с разным темпом обучения (обычный темп вечерней школы, ускоренный, индивидуальный), чего совершенно не знает дневная школа и классно-урочная система.

   Модифицируется и сам урок. Зачетная система укрупняет основную единицу обучения. Ей становится уже не содержание урока, а зачетный блок учебного материала. По методическому содержанию урок начинает напоминать сочетание вводно-установочных занятий с текущими консультациями в связи с подготовкой к зачетам. Сопровождающая урок домашняя самостоятельная работа так же ориентируется уже не столько на урок и соответствующий параграф, сколько на работу с большими блоками учебного материала.

   Особо сложной методической частью урока в школе взрослых является выявление дидактической запущенности учащегося и организация индивидуальной работы по ее устранению. Если для дневной школы главная проблема – обучение и воспитание, то для школы взрослых на первый план выходят проблемы выявления и ликвидации дидактической запущенности, восстановления учебной деятельности, проблемы перевоспитания. Как известно из педагогической психологии, формирование у учащихся любых динамических стереотипов (поведения, учебной деятельности, коммуникативных умений и т.п.) требует немалого педагогического мастерства, времени и усилий. Известно так же, что еще более сложной проблемой является перестройка сложившихся стереотипов. Что же касается школы взрослых, то ее образовательные и воспитательные усилия принадлежат преимущественно этой области. Ее первейшие задачи – восстановление учебной деятельности, ломка негативных стереотипов поведение и учебной деятельности, обеспечение образования как условия социальной реабилитации личности.

  (Из книги:Вершинин В.Н. Вечерняя школа в инновационном поиске. От вечерней школы к модели открытого образования: творческий отчет /В.Н. Вершинин. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – 195 с.)

  Читать книгу на сайте УИПКПРО: http://ipk.ulstu.ru/?q=lib_authors    в разделе: БиблиотекаУчебные и научные разработки УИПКПРО.


Категория: Мои статьи | Добавил: vsch2inza (04.02.2012)
Просмотров: 1048 | Рейтинг: 5.0/23
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: