Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Воскресные школы, Вечерние школы, Воскресные и вечерние курсы и классы

 

    Воскресные и вечерние школы за границей.

I. Школы первой категории более раннего происхождения, чем второй. Первоначальная форма их — воскресные беседы, которые устраивались духовенством с целью укрепления паствы в истинах веры. В странах католических В. школы устраивались уже более 3 столетий тому назад. Во второй половине XVI века архиепископ Карл Борромео основал Воскресную школу при миланском соборе; затем появились такие же В. школы при других церквах его епархии; в них дети учились чтению, письму и закону Божию. Более значительное развитие получили В. школы в странах, охваченных Реформацией. Лютер энергично покровительствовал основанию таких В. школ, где дети могли бы получать подготовку, необходимую для конфирмации. В Шотландии схема религиозного воспитания путем В. школ была начертана Джоном Ноксом. Могущественный толчок развитию В. школ дал в конце прошлого столетия Роберт Райкс (Raikes, 1735—1811), английский наборщик, "человек с чутким сердцем и отзывчивой душой". Посещая тюрьмы с целью облегчить жизнь заключенных, Райкс подметил, что большинство преступников неграмотны и никогда не посещали школы. Это навело его на мысль о необходимости распространения образования в той среде, которая выставляет главный контингент преступников. Для осуществления этой мысли Райкс выбрал четырех бедных женщин, содержательниц частных начальных школ. Он уговорил их за небольшую плату принимать к себе в школу и обучать грамоте и Закону Божию по воскресным и праздничным дням всех детей, сколько он будет в состоянии прислать к ним. Первая В. школа устроена была Райксом в 1781 г. Скоро у Райкса нашлись подражатели. Пять лет спустя во всей Англии уже 300000 детей посещали В. школы. В 1782 г. были основаны В. школы на началах Райксовой системы в Шотландии, а в 1793 г. — в Ирландии, где их распространению способствовал Чальмерс. В 1796 г. они появились в Финляндии. Наиболее энергичное распространение их здесь относится к 1834—46 гг.; в этом отношении много потрудился священник Иоганн-Фридрих Берг. В Америке первая В. школа на началах Райкса была устроена в 1786 г. методистским епископом Эсбери (Asbury), в штате Виргиния. Около того же времени стали учреждаться "общества" или "союзы" В. школ. Основателем такого общества в Лондоне (в 1785 г.) было светское лицо — купец Вильям. В Эдинбурге "общество В. школ" учреждено около 1797 г. В 1803 г. возник "союз лондонских В. школ" (London Sunday School Union), существующий доныне. В Америке первый союз В. школ возник в Филадельфии в 1791 г. В 1816 г. было положено начало "нью-йоркскому союзу В. школ" (Ne w -York Sunday School union), a в 1824 г. — American Sunday School Union. Bo Франции существует с 1852 года "общество воскресных школ" (Soci été des é coles du dimanche), ставящее своей целью "распространение евангельскихистин"; управление его состоит из представителей различных евангелических исповеданий (representants les diff érentes dénominations du culte évangé lique). Существует также множество обществ, стоящих на исключительно вероисповедной почве. Наибольшее распространение имеют В. школы в странах протестантских. Например, в Швеции, по сведениям 1889 г., насчитывалось 5729 В. школ, с 241747 учащимися и 18111 учащими. В Норвегии В. школ 210 с 31184 учащимися и 1291 преподавателем. В Дании В. школ всех исповеданий насчитывается до 387, с 48271 учащимся и 2 327 преподавателями. В Финляндии В. школ 5246, со 110756 учащимися и 9104 преподавателями. Лютеранских В. школ в России 483, с 7717 учащимися и 503 преподавателями. В 1890 г. в Копенгагене был съезд представителей В. школ из разных стран. По докладу секретаря съезда Эдварда Лонтооста, число В. школ на всем земном шаре доходит до 1 миллиона, с 2 миллионами учителей и 20 миллионами учащихся. В Шотландии в В. школах обучается до 407000 детей при 45000 учащих. В Англии и Валлисе до 1255300 учащихся детей при 1 3 2475 учителях.Организация воскресных школ, принятая Райксом, подверглась в Америке значительным изменениям. В американских В. школах учащие не получают никакого вознаграждения; В. школой заведует вся община, а не то или иное отдельное лицо; посещают В. школы не одни только заброшенные дети бедняков, но дети всех членов данной общины. Эти особенности в организации В. школ впервые были введены в Североамериканских Соединенных Штатах в 1809 г., а несколько позже перешли в Англию и Германию. В тех школах, где конфессиональные задачи стоят на первом плане, хотя и преподается чтение и письмо, но главная цель их — религиозное воспитание. Такая В. школа, по выражению одного из немецких педагогов, представляет собой богослужение для детей (Kindergottesdienst). Весьма естественно, что школы этой категории придают большое значение участию духовных лиц в деле преподавания и руководства В. школами; но оно не исключает участия светских лиц, т. е. членов религиозной общины. Приверженцы В. школ церковного типа на Западе придают даже большее значение участию членов общины в этом деле, на том основании, что участие в религиозном воспитании детей ведет к усилению интереса к делам церкви. Учащиеся в таких школах разделяются большей частью на группы, от 6 до 12 человек в каждой группе; учение идет во всех группах одновременно. Каждая группа имеет особого преподавателя. Преподавание закона Божия иногда ограничивается одним объяснением Библии, иногда же включает и катехизис данного исповедания. В. школы более значительных размеров, кроме деления на группы, разделяются еще на отделения младшее и старшее. Большей частью такие воскресные школы помещаются при церквах; в лютеранских странах при постройке церкви уже имеется в виду устройство В. школы. При В. школах устраиваются школьные библиотеки, из которых могут пользоваться книгами и учащиеся и учителя. Богатые религиозные общины разных исповеданий, в особенности в таких больших городах, как Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Лондон и др., устраивают свои В. школы в беднейших кварталах города или на его окраинах, которые только что застраиваются.

II. Из числа В. школ, ставящих главной своей целью распространение образования, одни предназначены для начального обучения, другие, с более обширным курсом, служат для продолжения образования лиц, окончивших курс начальной школы (Fortbildungsschulen), третьи имеют характер профессиональных школ (ремесленных, технических, сельскохозяйственных, коммерческих и др.). К этой же категории относятся школы "праздничные", "повторительные", "дополнительные", "школы усовершенствования", "школы для отставших учеников". Вообще, номенклатура воскресных и вечерних школ или курсов крайне запутана: например, воскресные и вечерние школы для рабочих, сообщающие популярные сведения по общеобразовательным и некоторым прикладным предметам, в Бельгии означаются общим названием école s industrielles, в Италии — é coles professionelles, в Германии — Gewerbe- und Fortbildungsschulen, а во Франции и Североамериканских Соединенных Штатах они называются курсами для взрослых (cours des adultes). Это название "курсов" чрезвычайно распространено, и вряд ли можно отыскать какую-либо страну, где не существовали бы вечерние или воскресные курсы для взрослых. Школы и курсы бывают мужские, женские, для детей, для взрослых, смешанные. В денных школах (меньшинство) занятия идут только по воскресным дням и по праздникам, в других, кроме того, и по вечерам; наконец, существуют школы и курсы исключительно вечерние. Отделить воскресную школу от вечерней нет возможности; между В. школами собственно и вечерними классами или курсами различных типов существует множество переходных форм.

В деле образования и развития народа и преимущественно рабочих классов В. и вечерние школы играют в Западной Европе огромную роль, открывая доступ рабочим людям не только к начальному и профессиональному, но и к высшему образованию. История В. и вечерних школ этой категории представляет те же общие черты, как и история народного образования, а именно: постепенное превращение школ конфессиональных, церковных в светские, специализация различных видов школ. Только в немногих странах Европы наблюдается, под давлением временной реакции, обратный порядок. Впервые В. школы светского характера появились в прошлом столетии в Базеле в 1756 г., в Пруссии в 1763 г. В Баварии граф Форстен основал в 1790 году "праздничные школы" в Ландсгуте, а профессор Геферн в Мюнхене (1793). В Вюртемберге В. школы с 1735 по 1836 г. носили церковный и религиозно-нравственный характер; преподавание в них было поручено духовенству. В 1836 г. усилиями общества Wohlth ä tigkeit-Verein В. школы были преобразованы, программа их расширена введением предметов, необходимых каждому рабочему, в том числе ремесел. Этим последним обстоятельством было положено начало воскресно-ремесленных школ (Sonntags Gewerbe-Schule). В последние десятилетия воскресное и вечернее обучения делают огромные успехи и распространяются по мере того, как возрастают политическая сила и значение рабочего сословия. Стремление к образованию среди рабочих проявляется в наиболее сильной степени в Германии, Англии и Бельгии. В Англии, кроме всевозможных вечерних и воскресных курсов, лекций, бесед и проч., устраиваемых различными обществами, союзами и т. д., в последние 20 лет проявилось и получает все более и более определенную организацию широкое движение в видах распространения университетскогообразования в народе (University extension movement — см. Университет).

  Развитие В. школ в России относится к середине 1880-х годов. Самую выдающуюся роль в последующей истории В. школ в России играет частная женская воскресная школа в Харькове, основанная в начале 1860-х гг. женой местного купца Христиной Даниловной Алчевской. После 1862 года эта школа не прекратила своего существования, а восемь лет существовала на дому учредительницы; затем, после долгих и усиленных хлопот (см. статью Миропольского, "Семья и школа", 1877 г.), была официально открыта 22 марта 1870 г. В настоящее время это самая выдающаяся и наилучше организованная В. школа в России. В ней более 450 учениц и около 80 преподавательниц. Школа существует на проценты с собственного капитала, составившегося из частных пожертвований. Расходы школы от 300 до 400 руб. в год. Школа пользуется, как и все другие школы этого типа, бесплатным помещением и безвозмездным трудом учащих. Обучение в школе бесплатное. Принимаются в школу дети не моложе 10 лет и взрослые. Общий курс В. школы равен курсу начальной школы; но в школе есть группы, идущие далее означенного курса. По знаниям и по возрасту ученицы делятся на группы. Занятия идут только по воскресеньям, от 10 часов до 2 часов дня. Экзаменов, наград и наказаний нет. При школе — учительская и ученическая библиотеки (весьма богатые и ценные) и музей наглядных пособий. Школа управляется педагогическими собраниями учащих. В 1884 году появился замечательный по оригинальности, широте и глубине труд, составленный учительницами харьковской воскресной школы и озаглавленный "Что читать народу". В 1889 году появился второй том этого труда и переработанное второе издание 1-го тома. Под влиянием и по образцу харьковской женской воскресной школы, возникло большинство воскресных школ в России (см. Я. Абрамова: "Частная женская В. школа в Харькове и В. школы вообще", Харьков, 1890 г., а также "Воспитание и обучение", 1889 г., № 5). В 1880 г. возникли В. школы в Томске, Белгороде, Рыбинске и Иркутске. В 1883 г. были открыты приходским попечительством при фарфоровской Преображенской церкви 2 В. школы, на Шлиссельбургском тракте, под С.-Петербургом, руководимые известным деятелем по народному образованию Н. А. Варгуниным. После харьковской варгунинские В. школы самые выдающиеся в России. В 1889—90 годах на Шлиссельбургском тракте было 3 В. школы (2 мужские и 1 женская), с 436 учениками и 27 7 ученицами, учащих было 51 человек. В 1885 г. была учреждена В. школа в Тифлисе, по инициативе О. В. Кайдановой и др. лиц. Тифлисская школа тоже одна из лучших русских В. школ. В 1889 г. в ней было 138 учащихся и 21 учащая. С 1885 г. распространение В. школ делает заметные успехи. Так, возникли В. школы в Одессе, Риге, Вильно, Смоленске, Тирасполе, Ижевском заводе, Пензе, Симферополе, Симбирске, Ялте, Екатеринодаре, Ставрополе-Кавказском, Сумах, Славянске, Челябинске, Рыбинске, частные В. школы в Москве (4) и Петербурге (6), Нижнем Новгороде, Кронштадте, Новгороде, Уржуме и т. д. В 1891 г. в России насчитывалось около 75 школ этого типа, в 50 пунктах. Из больших провинциальных В. школ укажем на женские В. школы нижегородскую, открытую по инициативе Е. Р. Бер, где в 1891 году насчитывалось до 323 учениц и 57 учащих. Из школ, имеющих иную организацию, укажем на городские В. школы в Москве и С.-Петербурге. Московская городская дума стала открывать с 1876 г. вечерние воскресные классы при городских начальных училищах для учеников, имеющих более 12 лет и занятых днем работой. В 1889—90 гг. таких классов было 16. В 1877 г. спб. городская дума подняла вопрос об устройстве при некоторых городских училищах вечерних классов для взрослых. Эта мысль не была приведена в исполнение, а взамен того в 1879 году была открыта думой В. школа для мальчиков. Они имеют некоторые отличительные особенности сравнительно с харьковской В. школой. Принимались дети от 10 до 13-летнего возраста; в них обучают те же учителя и учительницы и законоучители, которые преподают в городских училищах ежедневно. Дума отпускает на содержание В. школы по 324 руб. в год; учителя получают вознаграждение; учение в В. школах бесплатное. В настоящее время в С.-Петербурге существует 8 городских В. школ. В 188 3 г. правила этих школ подверглись изменению: изменен возраст приема (от 13 лет и выше); установлено 3 типа В. школ: для безграмотных (В. школа, параллельная младшему отделению городских начальных училищ); для умеющих читать и писать, с курсом начальных школ (параллельная среднему и старшему отделениям городских училищ); для окончивших курс городских училищ — повторительные ("Спб. начальные училища в 1877—87 гг.", СПб., 1888, стр. 100—111, 413—424). В думских В. школах С.-Петербурга и Москвы введена классная система обучения, в Москве при 3 учителях, в С.-Петербурге при одном. С.-Петербургские и московские городские В. школы неохотно посещаются учениками. В течение 7 лет в с.-петербургских В. школах окончило курс всего 197 мужчин и 14 женщин. В Томске, по инициативе энергичного поборника народного образования П. И. Макушина, в 1887 г. открыты "вечерние повторительные классы", где преподаются закон Божий, русский язык, математика, краткие сведения по истории и географии и счетоводство. Классы имеют в виду уже окончивших курс в начальных школах и не имеющих ни средств, ни свободного времени продолжать далее свое образование. Занятия в классах идут от 6 до 8 часов вечера ежедневно, кроме субботних и воскресных дней. В Одессе существует частная субботняя женская школа (для евреев), однозначащая с В. школой для христиан. В 1882 г. были устроены вечерние курсы для взрослых туземцев в Ферганской области (Коканде и Маргелане); курсы эти оказали благотворное влияние на увеличение числа учащихся детей туземцев в местных школах.

Воскресные и вечерние школы в деревнях и селах стали возникать в 1870-х годах. Первый опыт организованных воскресных повторительных школ был сделан известным деятелем по народному образованию, бароном Н. А. Корфом в 2 селах Мариупольского уезда Екатеринославской губернии (см. Н. Корфа, "Первые В. повторительные школы", "Русская Мысль", 1882 г., № 8). В Ставропольской губернии вечерние занятия появились в 1871 г., в Бессарабской — в 1873 г. Устраивать особые уроки для взрослых поселян рекомендует § 49 "Инструкции инспекторам (ныне директорам) народных училищ", Высочайше утвержденный 29 октября 1871 г. Воскресные повторительные школы существуют в настоящее время в некоторых губерниях, хотя распространение их весьма невелико. Таковы, например, "воскресно-повторительные школы в Херсонском уезде", открываемые земством; занятия в таких В. школах распределяются между 2 группами, с различными программами, соответственно степени подготовки каждой. В. школы посещают подростки и взрослые до 40 лет (постановления Херсонского уездного земского собрания, 1889—90 г.). В Днепровском уезде устроены в 3 школах вечерние занятия со взрослыми. В Орловском уезде Вятской губернии при одном училище устроены 2 В. школы — мужская и женская (на средства орловского земства); учащиеся от 1 5 до 60 лет ("Журнал орловского земского собрания", 1890 г.). Учащие не получают вознаграждения. В Вятском уезде в 1889 г. В. повторительные занятия шли при 4 земских школах. В Казанской губернии губернское земство еще в 1882 г. решило ввести повторительные занятия в народных школах. В 1889 г. такие занятия существовали в Свияжском уезде при 21 школе. Существуют В. повторительные занятия при земских школах и других губерний, например Московской.

Законодательство о В. школах. В 1874 г. было обнародовано "Положение о начальных народных училищах". П. 4, ст. 2-я этого положения дозволяет открывать "В. школы, учрежденные как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами, для образования лиц ремесленного и рабочего сословий обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно". В силу этого пункта В. школы отнесены к разряду начальных народных училищ, чем и определилась их программа. В силу ст. 7 того же Положения было выяснено, что "В. школы учреждаются исключительно для учащихся одногопола", но "без различия состояний и вероисповеданий" (ст. 6). До 1891 г. ходатайства об открытии В. школ направлялись на имя местного инспектора народных училищ. 4 сентября 1891 г. состоялось распоряжение, чтобы "в случае возбуждения в с.-петербургском учебном округе ходатайств об открытии В. школ отдельно от существующих в оном начальных училищ, сии ходатайства были направляемы к местному епархиальному начальству". Учителями и учительницами в В. школах могут быть лица, имеющие право учить в начальных народных школах, с разрешения инспектора народных училищ. Программа В. школ: закон Божий (молитвы, краткий катехизис, священная история); чтение по книгам гражданской и церковной печати; письмо; первые четыре действия арифметики; церковное пение там, где преподавание его будет возможно. Кроме того, могут быть вводимы гимнастика, мастерства и рукоделья (примеч. к ст. 3). Учащиеся в В. школах, удовлетворительно прошедшие всю программу начального училища, могут держать экзамен из курса начальной школы и получать свидетельство на льготу по отбыванию воинской повинности. Ср. С. Грушевский, "О В. и вечерних школах для взрослых" (Киев, 1876 г.).

В. школы церковно-приходские. Кроме описанных категорий В. школ, в России существуют еще В. школы церковно-приходские, на основании § 7 "Правил о церковно-приходских школах", Высочайше утвержденных 13 июня 1884 г. Таковы, например, В. школы в Серпухове, Вышнем Волочке (основанная учительницами мариинского училища П. В. Ледантю, В. Величкиной и М. Алексеевой) и т. д. Правила о церковно-приходских школах дозволяют открывать по мере надобности и средств дополнительные классы, ежедневные уроки для взрослых, В. школы для лиц, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно. Устройство и надзор за такими школами определяются Правилами 13 июня. Преподавание производится по руководствам, учебным пособиям и вообще книгам, указанным св. Синодом. 28 мая 1888 г. Высочайше утверждены Правила об уездных отделениях епархиальных училищных советов; к кругу деятельности этих отделений отнесено содействие устройству В. школ для лиц, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно. В 1891 году обер-прокурор св. Синода уведомил министерство народного просвещения, что, по его мнению, назначенные для обучения неграмотных взрослых, притом по большей части ремесленников и рабочих, или самых бедных детей, более чем какие-либо другие школы должны иметь церковно-православный характер, какой присущ церковно-приходским школам. 

                                                                                                  Н. Рубакин

 см. по ссылке http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/023/23331.htm

Категория: Мои статьи | Добавил: vsch2inza (20.11.2011)
Просмотров: 1286 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/13
Всего комментариев: 2
2 ppu-pro_Num  
0
Наша бригада квалифицированных исполнителей предоставлена выдвинуть вам передовые подходы, которые не только предоставят надежную оборону от холодных воздействий, но и дарят вашему дому элегантный вид.
Мы функционируем с современными строительными материалами, ассигнуруя долгосрочный период использования и замечательные итоги. Утепление облицовки – это не только экономия на отоплении, но и забота о экологической обстановке. Экологичные разработки, каковые мы применяем, способствуют не только твоему, но и сохранению природы.
Самое главное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление фасада цена за 1 м2</a> у нас стартует всего от 1250 рублей за квадратный метр! Это доступное решение, которое сделает ваш резиденцию в подлинный теплый корнер с минимальными затратами.
Наши достижения – это не исключительно изоляция, это формирование поля, в где каждый элемент выражает ваш собственный модель. Мы учтем все твои желания, чтобы осуществить ваш дом еще еще более приятным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>ppu-prof.ru/</a>
Не откладывайте заботу о своем доме на потом! Обращайтесь к квалифицированным работникам, и мы сделаем ваш дом не только согретым, но и изысканнее. Заинтересовались? Подробнее о наших предложениях вы можете узнать на веб-сайте. Добро пожаловать в пространство комфорта и качественного исполнения.

1 Teplo_Dom_CiZ  
0
Утомились охлаждаться зимой и излишне выплачивать за отопление?
Утепление фасада – решение проблемы!
Компания "Тепло и уют" с 2010 года предлагает квалифицированные услуги по обогреву фасадов зданий любой сложности. За это время мы зарекомендовали себя как безопасный и сознательный партнер, о чем свидетельствуют многие отзывы наших клиентов.
Почему стоит выбрать нас?
доступные цены. <a href=https://stroystandart-kirov.ru/>Стоимость утепления дома</a> от 1350 руб/м2.
практика и профессионализм. Наши бригады имеют массивный опыт работы в сфере инсуляции фасадов. Мы используем только засвидетельствованные материалы и новые технологии, что гарантирует высочайшее качество работ.
Персональный подход. Мы подберем для вас лучшее решение с заметанием ваших потребностей и бюджета.
Бесплатная консультация и выезд замерщика. Наши специалисты бесплатно проконсультируют вас по всем вопросам термоизоляции фасада и произведут точные замеры.
Наш сайт: <a href=https://stroystandart-kirov.ru/>www.stroystandart-kirov.ru</a>
Обеспечение качества. Мы предоставляем обеспечение на все виды работ.
Звоните нам сегодня и получите бесплатную консультацию!
Мы сделаем ваш дом теплым, теплым и экономичным!

Имя *:
Email *:
Код *: